Зима, которой не видно конца
На модерации
Отложенный
Почему все происходящее сейчас в России — всего лишь переосмысление знаменитой пьесы Евгения Шварца «Дракон»
ЗАБРАТЬ СЕБЕ
Есть такие художественные сочинения, которые в массовом сознании живут на правах классики и со временем приобретают статус универсальной ценности. Подзабытый неистовый литературный критик Виссарион Белинский «Евгения Онегина» назвал «энциклопедией русской жизни». Таковой можно считать и комедию «Горе от ума», которая, как известно, «вся разошлась на цитаты». А вот «История города Глупова» — это уже энциклопедия самодержавия дореволюционной Руси.
Энциклопедией советского и постсоветского самодержавия по праву можно назвать пьесу Евгения Шварца «Дракон», потому что она тоже разошлась на цитаты, которые то и дело оказываются к месту — то есть в рифму к тому, что происходит в реальности.
Шварц сочинял своего «Дракона» в разгар Отечественной войны, полагая, что пишет нечто исключительно антифашистское. Думал, что это сатира на нацистскую Германию. А внимательные критики разобрались и решили, что это нечто антисоветское и просто клевета на социалистическую родину. «Вредная пьеса» — таков был вердикт ответственных идеологических работников.
Она оставалась «вредной» еще долгие годы. Потом, под занавес советского режима, когда Захаров ее экранизировал, показалось, что она сильно устарела. Что Дра-дра сражен, а мы все — победоносные ланцелоты.
В стране никто и не пожелал дуэли незваного рыцаря с Драконом, кроме кота Машеньки, который хотел бы, развалившись на диване перед очагом (телевизором), помечтать о невозможной победе Ланцелота
Шли годы, и как-то само собой стало понятно, что пьеса «Дракон» опять стала «вредной» — слишком много нежелательных параллелей между тем, что осталось в прошлом, и тем, что происходит сегодня. Опять несменяемость власти. Снова ее вертикаль и три грации в роли институций. На самой вершине пирамиды Дракон (верховный распорядитель), ниже Бургомистр (премьер), рядом первые ученики (телепублицисты), вокруг — лучшие люди (доверенные лица), на дне — подданные (бюджетники).
И свой Ланцелот объявился; его настоящее имя не подлежит оглашению, хотя оно всем известно. У него проблема: Верховный под разными предлогами отказался принять его вызов на поединок. Но это еще куда ни шло. Дело в том, что в стране никто и не пожелал дуэли незваного рыцаря с Драконом, кроме кота Машеньки, который хотел бы, развалившись на диване перед очагом (телевизором), помечтать о невозможной, немыслимой победе Ланцелота.
Остальное население рассуждает примерно так же, как архивариус Шарлемань: драконовские поборы, конечно, обременительны, жалко дочерей и сыновей, гибнущих кто на войне, кто от неизлечимых болезней, но, с другой стороны, пока этот Дракон с нами, никакой заокеанский дракон не посмеет к нам сунуться.
Шарлемань, может быть, и готов усомниться в наличии иностранных агрессоров, но тут первые ученики с федеральных каналов, типа Соловьева, Киселева, Норкина, внушили ему, что «единственный способ избавиться от западноевропейских драконов — это иметь своего собственного».
Сегодня «бюджетники», «первые ученики» и «лучшие люди» окончательно сообразили, что без дракона в этой стране в принципе не обойтись
Собственный и вправду, как рубашка, ближе к телу. Он привычнее, понятнее. Извините, человечнее. Может одним пальцем выстучать на рояле чижика-пыжика. Может анекдот рассказать. Может прикинуться цивильным и почти единственным европейцем среди нас, скифов.
Древний Ланцелот, по собственному признанию, был трижды смертельно ранен — как раз теми, кого он спасал. Его и в четвертый раз едва не погубила девушка Эльза, ради спасения которой, по преимуществу, он и вызвал на смертный бой огнедышащего ящера.
Современному Ланцелоту, имя которого по-прежнему не смею произнести, хотя оно у всех на устах, тяжелый урон нанесла идейно близкая ему девушка Ксения. И такое впечатление, если судить по их словесной перепалке в прямом эфире после победы Дра-дра на необычайно демократичных выборах, не простит никогда.
Но дело уже и не в Ланцелоте, имя которого, сделаем вид, что нам неизвестно, и не в Драконе, фамилию которого небезопасно произносить всуе.
Просто только что состоявшиеся небывало демократичные выборы переозвучили и в какой-то степени переосмыслили великую пьесу Шварца.
Драматург, сочиняя ее в 1944 году, вдохновлялся азиатской легендой о драконе: тот, кто его побеждал, сам становился драконом. Но поскольку была близка победа над фашизмом, мораль сказки автор несколько переформулировал: чтобы окончательно убить дракона, надо бы и в себе убить дракона. На той же позиции настаивала и экранизация Марка Захарова.
Сегодня «бюджетники», «первые ученики» и «лучшие люди» окончательно сообразили, что без дракона в этой стране в принципе не обойтись. Хоть из православных, хоть из иноверцев… Потому что «дракон» — это не человек и не чудище о трех головах. «Дракон» — это Должность. Если угодно, Обязанность… быть драконом.
Нынче мы воспитываем и лелеем драконов в себе
Смотрим результаты небывало демократичных выборов. Весь пьедестал занят драконами. Шарлемани остались в зоне статистической погрешности. Ланцелот оказался вне игры в самых демократичных выборах на планете Земля.
Для либеральной общественности Шварц оставил возможность иного исхода:
«Музыкальных дел мастер. Я в своей камере вылепил скрипку из черного хлеба и сплел из паутины струны. Невесело играет моя скрипка и тихо, но вы сами в этом виноваты. Идите под нашу музыку туда, откуда нет возврата».
Шварцевский Ланцелот отверг это предложение, оставшись в стране и понимая, что работа предстоит мелкая. Хуже вышивания.
В фильме Ланцелот, победив Дракона и оставшись наедине с народом, впадает в отчаяние: «Вы — не люди! Вы бараны! Стадо скотов!» Архивариус его успокаивает: «Зима будет долгой. Надо приготовиться».
Не приготовились.
Нынче мы воспитываем и лелеем драконов в себе.
Зима оказалась долгой. Более долгой, чем представлялось в конце минувшего века. И, что самое противное, конца ей не видно.
Комментарии
Зато РАССВЕТ наступает! За ним Светлый День Светлых СиЛ.
Комментарий удален модератором
А скотовата этого попросту не понимает
А скотовата этого попросту не понимает" - а ты его в себе не убивал, ты его высрал на просторы МП.
Не приставай к мужикам.
Убить дракона
Это переформатировать свой внутренний мироуклад
Вычистить преклонение к идолопоклонничеству, стадному рефлексу "делай как Я"
Это внутренняя перестройка дающая в итоге свободу принятия решений индивидуума
В нашем лексиконе-дракон,змей,гад-это нечисть
И с ним я борюсь в силу своих возможностей.
А ты шо -китайцем уже стал?))
Европеоидам и не снилась глубина погружения в мироосознание достигнутая адептами востока
У меня столько времени не было
Бабы,водка,бизнес,жена,дети,быт,хобби,спорт.
Увы-недосуг..))
Люблю изучать мир на грани
Именно в эти моменты и проявляется ИСТИНА!
Тарковский тоже этим страдал..
____________________
Кому КУЧУ времени...
Бабиспорт!
А жена ревнючая..))
До встречи либераст :-)) !
Комментарий удален модератором
Хорошо бы он среди нас поселился и правил нами. А то, чего доброго, сожрет наши полезные ископаемые, чистую воду, потом выплюнет отходы вместе с нами и уползет к себе в Китай, а мы опять, сироты неприкаянные, одни останемся.
плюс героический самоотверженный труд народа
Вот уже и ЦИ стал не сменяемым , вечным и наверное святым . Это путь вниз .
ГОТОВЬТЕСЬ ! Скоро зима будет такой насколько лет кряду, БЕЗ ЛЕТА, лета ВООБЩЕ НЕ БУДЕТ!
Только революция
Рушит старые прогнившие уклады
Дает новому и прогрессивному выход в жизнь
Только РЕВОЛЮЦИЯ!
а по поводу революции... Грудинин и дядя Зю, всем довольны, они уже забыли про свои обещания "вывести людей"... да и некому ее делать , революцию.... и не для чего...СССР сожрали змеи НКВД, и верхушка партии...они мимикрируют и все повторится.
считая жизнь за подаяние,
мы перерыв, когда не душат,
смакуем как благодеяние.
(с)
Но автор - не раб
Думаю всё же,что весна в Россию придёт и очень скоро.
Пламенный привет с Ближнего Востока! Ваш Поэль.