Над Малыми Курилами нависла непосредственная угроза

На модерации Отложенный

Когда в октябре г-н Путин вроде как ошарашил своего японского друга предложением немедленно заключить мирный договор, а решение «территориальной проблемы» отложить на потом, создавалось впечатление, что от продажи Южных Курил на время отказались.

В СМИ появились публикации в том духе, что российской власти хватило «пенсионной реформы», почти ополовинившей официальный рейтинг Путина, и больше рисковать она не хочет.

 

Рассуждая логически, так оно и должно было быть, но очень скоро выяснилось, что вероятность передачи Курил как раз, наоборот, сильно возросла.

 

Слова о том, что нужно, дескать, отложить решение «территориальной проблемы» на время после подписания мирного договора относились лишь к претензиям Японии на другие острова – Кунашир и Итуруп.

 

Как указано в опубликованном на официальном сайте http://kremlin.ru сообщении о состоявшейся встрече Путина с премьере-министром Японии Синдзо Абэ, «лидеры двух стран условились, что Россия и Япония активизируют переговорный процесс по проблематике мирного договора на основе советско-японской декларации 1956 года».

 

На практике это означает, что часть Курильских островов - Малые Курилы - может быть передана Японии в самое ближайшее время.

 

Дело в том, что Совместная декларация Союза Советских Социалистических Республик и Японии от 19 октября 1956 года гласит: «Союз Советских Социалистических Республик, идя навстречу пожеланиям Японии и учитывая интересы японского государства, соглашается на передачу Японии островов Хабомаи и острова Сикотан с тем, однако, что фактическая передача этих островов Японии будет произведена после заключения Мирного Договора между Союзом Советских Социалистических Республик и Японией». А поскольку сейчас единственным препятствием для заключения мирного договора является лишь «территориальный спор», т.е. территориальные претензии японцев, обоюдное согласие вести переговоры на основе этой декларации означает, что подобный «спор» уже решён – разумеется, в пользу Японии.

 

 Подписывая декларацию в 1956 году, тогдашнее советское руководство надеялось, что с помощью территориальных уступок сумеет убедить японских руководителей занять позицию нейтралитета, как годом раньше сделала Австрия.

Эти расчёты, разумеется, не оправдались.

Япония сначала отказалась подписывать мирный договор с Советским Союзом (да, это была инициатива именно Японии), а затем подписала договор безопасности с США. Тогда советская сторона (это было уже в 1960 году) заявила, что, пока на японской территории остаются американские военные базы, о передаче островов не может быть и речи, но, к сожалению, так и не денонсировала соответствующий пункт Декларации.

 

Тем не менее, ни в советское время, ни даже при Ельцине эта декларация ни в каких официальных документах не упоминалась, её как бы и не было. 

Советское руководство твёрдо заявляло, что никакого «территориального вопроса» не существует, и обсуждать тут нечего, тем более, что по Сан-Францисскому мирному договору 1952 г.

Япония отказалась от всех прав на Курилы (что абсолютно верно).

 

Если верить мемуарам, Горбачёв, которому в 1991 г. предложили реанимировать Декларацию, отказался, заявив, что не хочет так сильно рисковать.

 

А вот г-н Путин рискнул.

В 2001 г. с Японией было подписано Иркутское заявление, в котором сказано, что «Совместная декларация СССР и Японии 1956 года представляет собой базовый юридический документ» для переговоров по заключению мирного договора (который, как утверждают эксперты, вообще не нужен – ведь нет же у нас мирного договора, например, с Германией).

 

Как я уже упоминал, на основе Декларации 1956 года, то бишь односторонних уступок, решить «территориальный спор» можно очень быстро, и на опыте 2001 г. это видно очень хорошо.

 

Как мне рассказывал бывший вице-губернатор Сахалинской области, уже через несколько недель после Иркутского заявления к ним из кремлёвской администрации пришло распоряжение согласовать передачу Малых Курил Японии.

 

И были бы эти острова японскими, если бы не правительственный кризис в Стране Восходящего Солнца.

 

Новый премьер категорически заявил, что одних лишь «двух островов» (т.е. острова Шикотан и группы островов Плоские, которые японцы называют Хабомаи) будет маловато – нам, дескать, нужны все Южные Курилы.

 

А инициаторов решения «территориального вопроса» из японского МИДа по надуманным обвинениям отправили… в тюрьму.

 

Пойти на полную капитуляцию в Москве тогда не решились, и вопрос надолго завис.

 

Но время идёт, и один из упомянутых чиновников МИДа, выйдя из тюрьмы, стал советником премьер-министра Японии.

 

И вот уже и сам премьер-министр, как мы видим, отошёл от прежней позиции «всё или ничего».

Вероятно, в японском руководстве знают об идущих в российской верхушке разговорах о готовящемся «транзите власти» и решили, что лучше всё же получить хоть что-то, пока есть такая возможность.

 

Ведь преемник Путина может занять по «курильскому вопросу» совсем другую позицию.

 

И это было бы вполне логично.

 

 

Малая Курильская гряда имеет большое военно-стратегическое и рыбохозяйственное значение, но ещё больше её значение политическое.

 

После ряда громких скандалов и нелепых ошибок (чего стоит одна пенсионная «реформа»!) доверие к власти резко пошатнулось.

 

Остатки её легитимности сейчас держатся на патриотических заявлениях, так что сдача Курил обрушит рейтинг власти чуть ли не до нуля.

 

Едва ли будет преувеличением сказать, что сдача Курил может означать политический крах того, кто это решение примет, да и всего режима в целом.

 

Думаю, «наверху» многие это понимают, так что «курильский план» встретит там серьёзное сопротивление.

 

Немалое число сановников считает, что ещё одного «выстрела в ногу»  наподобие «пенсионной реформы» власть может и не выдержать.

 

Кроме того, надеюсь, что там всё же остались какие-то люди, для которых интересы страны ещё что-то значат.

 

А у российских чиновников большой опыт саботажа решений высшей власти.

 

Но самое главное - негативное настроение народа, которому на сей раз будет очень трудно «промыть мозги».

Отношение широких масс к торговле российской территорией хорошо известно из данных социологов, но с ним будут считаться лишь тогда, когда оно наглядно проявится хотя бы через сбор подписей.

 

 

Поэтому наша петиция в защиту Курил не просто остаётся актуальной.

Её актуальность теперь даже сильно возросла - ведь мы, к несчастью, оказались правы и наши опасения действительно подтвердились.

 

Как признаёт даже г-н Путин, общественное мнение – это большая сила.

 

Чем больше подписей мы соберём, тем больше шансов, что «территориальная проблема» будет решена раз и навсегда.

Россия велика, но лишней земли у нас нет.

*******

Вероятный сценарий -

http://newsland.com/community/5652/content/sdast-li-putin-kurily/6549242