Медведи на велосипедах, или Потянет ли чеченец Россию?

На модерации Отложенный

Попалась на глаза статейка о PR-акции "Дёмушкин любит Кадырова". Может быть, это будет выглядеть несколько голословно, но почему-то мне кажется, что почти все, прочитавшие её, испытали чувство искусственности ситуации, описанной в ней. Лично для меня первое, что приходит на ум - это метафора "Медведь на велосипеде".

Взяли такого "страшного" Дёмушкина, и заставили сделать несколько кругов по арене перед зрителями.

Правда, лично у меня, кроме определённого уважения к дрессировщику, эта картина особых впечатлений не оставила. Ну не могу я всерьёз воспринимать заявление "России тоже нужен свой Кадыров для русских" от циркового зверя. Хотя, если подумать, то можно предположить, что смысл статьи был не в тексте вовсе, а в заголовке. Может быть, так и было задумано, чтобы все сознательно подвергли внутренней критике идею "Рамзана - на царство", и пропустили без критики идею "Нужен свой Кадыров"?

Это, конечно, отдельная тема для размышлений. И пусть с этой точки зрения мой отклик на статью о циркаче Дёмушкине будет выглядеть поверхностным, но я хотел бы коснуться именно темы "Рамзанку на царство". А если точнее: "Чеченца на царство".

Лично мне кажется, что эта ситуация невозможна. И не потому, что чеченский президент РФ - это плохо. А потому, что чеченец и русский - это, как говорят в Одессе, две большие разницы. Даже не просто большие, а определяюще большие. Категорически большие.

Я уверен, что эти различия в образе жизни, мышления, мировосприятия между русским человеком и чеченцем - давно ни для кого не секрет, и было бы вообще смешно позицировать себя "первооткрывателем" этого феномена. Просто я хотел бы дополнить эту огромнейшую картину несколькими штрихами, так сказать, личных впечатлений. 

Так вот, штрихи из прошлого.

Владивосток, времена СССР. На сборный пункт Тихоокеанского флота (ПТК ТОФ) прибывает команда новобранцев из Чечни, человек двадцать. Первая моя встреча с реальными чеченцами. Обыкновенные 18-тилетние ребята. Кто-то из города, кто-то из аула. Внешне, что удивило, на кавказцев не так уж и похожие.

Но больше всего удивило другое. И не то, что они сразу, за один заход скупили практически весь товарный запас в "чипке" (магазине/кафе): печенье, напитки, сигареты - ящиками, много ящиков. И не то, что они в первые же часы "зашугали" всех, находящихся на территории войсковой части (все несколько тысяч человек), без всякого повода проявляя агрессию ко всем без разбора (а надо сказать, что времена были уже достаточно беспокойные, и морпехи, бегущие с ножками от табуреток разнимать побоища призывников из Армении с призывниками из Азербайджана, уже не шокировали).



Впечатлили больше всего случайно услышанные слова из разговора двух офицеров: "Завтра команда приходит из Чечни. Надо побыстрее их всех распихать. И не больше, чем двух, в одну часть".

Следующая картинка. Поезд "Владивосток-Харьков". За неделю "езды" незаметно превратившийся в своеобразную деревню на рельсах, в которой все про всех всё уже знают. Все знали, что в одном из вагонов едут двое дезертиров-кавказцев, попавших за что-то под трибунал, и сбежавших чуть ли не из здания суда. Со мной в купе едет чеченец лет 23-х. Рано, или поздно пареньки-дезертиры появляются в нашем купе, приглашаются за стол. Ведут себя крайне уважительно, всё время заискивающе улыбаются. Их неосторожный взгляд в сторону моёго багажа бесспорно пресекается одним (вполне спокойно сказанным) словом моего попутчика. Спрашиваю потом:

- Ты их знал раньше?
- Нет, только что познакомились.
- (С недоумением) А почему они так себя вели?
- (С недоумением) Потому, что они - дагестанцы, а я - чеченец.

И ещё один штрих. Обычный пехотный полк где-то в УССР. Командир части поймал пьяного солдата, и прилюдно отпустил ему пощёчину. После этого солдат повесился. Он был из Чечни, и его земляки сказали, что командир был прав.

Почему я рассказал эти вполне обывательские истории из далёкого и ушедшего теперь уже прошлого? Потому, что я тоже придерживаюсь мнения, что "за 10 лет в России может всё измениться, а за 100 лет - ничего". И на контрастном фоне несомненно более впечатляющих событий последних двух десятков лет совместной чеченско-русской истории этими примерами я хочу сказать: они всегда были другими. И всегда останутся другими. И дело не в исламе, нефтедолларах, войне, дотациях, и тем более не в политике. Различие между чеченцами и русскими гораздо глубже и неизученно обширнее.

И по моему скромному мнению, это различие не позволит адекватно вести себя ни Кадырову в Кремле, ни, соответственно, русскому в Грозном. Мне так кажется.

Хотя, с другой стороны, ещё совсем недавно (например, в том же "Пятом элементе" Люка Бессона) киношный президент-негр тоже воспринимался достаточно комично...