Ленин принадлежит истории

На модерации Отложенный

Бессмысленно мерить современную политику масштабами его идей

Споры о Ленине, неизбежно разгорающиеся с новой силой каждый год в конце апреля, можно условно разделить на две категории. Если одних занимает, в широком смысле, фигура Владимира Ильича Ульянова – его роль в развитии русской социал-демократии XIX начала XX века и в революции 1917 года, деятельность на посту Председателя Совнаркома, судьба его захоронения на Красной площади – то другим интереснее Ленин-идеолог, продолжатель идей Маркса и Энгельса, да и всей европейской политической мысли Нового времени. Есть ли будущее у идей Ленина в сегодняшнем мире? Означают ли недавние победы левых сил различных уголках Европы и мира возрождение ленинского курса? Обо всём этом мы и попробуем поразмыслить.

Успехи партии «Левая», наследницы Партии демократического социализма, на муниципальных выборах в Германии 2004-2009 годов (27,96% места в ландтаге Бранденбурга, 23,6% в Саксонии, 24,1% в Саксонии-Ангальт и 16,3% в палате депутатов Берлина), триумф Коалиции радикальных левых (СИРИЗА) в Греции в 2010 году и, наконец, недавний успех левых (в союзе с националистами) на парламентских выборах в Финляндии – всё это заставило говорить о возможном «полевении» Европы, возрождении популярности социалистических идей.

Руководитель Центра партийно-политических исследований Института Европы РАН Владимир Швейцер советует, тем не менее, не обольщаться преждевременно:

- Так называемые «современные европейские левые» не настолько современны, какими кажутся на первый взгляд. Парадоксально, но партии и движения, эксплуатирующие социалистическую фразеологию, обслуживают в Европе примерно тот же электорат, что и КПРФ в России – традиционалистски настроенных, в основном старшего поколения избирателей, ностальгирующих по собственной молодости, связанной, в случае, если молодость прошла в странах социалистического лагеря, с социальными гарантиями и отсутствием безработицы, а если молодость пришлась, допустим, на Париж – со «студенческой революцией» конца шестидесятых, также активно использовавшей социалистическую фразеологию.

«СП»: - Но как же много тысячные демонстрации под красными флагами в европейских столицах?

- Левые могут собрать много народу на демонстрацию протеста или стычку с полицией, но удивительно мало голосов получают на выборах – в сравнении с теми же националистами или консерваторами. На самом деле, ближайшее будущее Европы связано именно с националистическими, а вовсе не с социалистическими идеями.

«СП»: - То есть у идей ленинизма будущего сегодня нет?

- «Ленининзм» - вообще жаргонное слово, я не стал бы его употреблять в применении к политической науке. И, тем более, к политической практике наших дней. Покажите мне хоть одного политика в мире, всерьёз выступающего за установление диктатуры пролетариата! Современные левые, называющие себя социалистами или даже коммунистами – это на самом деле довольно пёстрый коктейль из различных экологических, националистических, троцкистских и прочих группировок. Никто из них и не думает свергать действующий строй; максимум, за что они выступают – это сохранение государствами социальных программ в период экономического кризиса. И на этом-то основании они называют себя левыми и вешают портрет Ленина на стену кабинета.

Лидер Международного Евразийского движения Александр Дугин также указал на несовместимость современного политического процесса с идеями Ленина,но прежде всего - по своим масштабам:

- Ленин был фигурой исторического масштаба, современные же политические деятели по своему уровню – обслуживающий персонал из «Макдональдса». Именно этим объясняется та зависть и озлобление – или то восхищение фигурой Ленина, которые, как первое, так и второе, мешают нам сегодня правильно и трезво оценить масштаб его идей. На мой взгляд, изучение Ленина следует отложить, время для оценки его идей ещё не пришло. Должна пройти некая временная дистанция, чтобы уже с расстояния столетий можно было оценить масштаб его идей.

Отложим Ленина хотя бы на несколько десятилетий – признав, впрочем, одно: Ленин остался в истории, остался человеком истории. За всю историю человечества мало найдётся персонажей, столь же резко изменивших её ход, как это сделал Владимир Ульянов. Послужили ли эти изменения к добру или ко злу – мы сегодня не понимаем и не сможем понять, прежде всего, в силу собственных наших мелких масштабов. Признав, что Ленин принадлежит истории, отойдём на некоторую временную дистанцию – и тогда, возможно, он раскроется во всей полноте своих идей.

«Левая Европа»

Можно по-разному относится к фигуре Владимира Ульянова, но неоспорим тот факт, что именно его учение дало мощный толчок развитию международного рабочего движения. Приход к власти большевиков вынудил правящие круги европейских государств пойти на уступки требованиям «левых», повысить социальные гарантии, улучшить условия труда. Сегодня социалистические и социал-демократические партии действуют в 35 из 39 стран Европы, хотя не везде они выступают под такими названиями - в Великобритании, например, носителем социал-демократических идей является лейбористская партия, в Италии - левые демократы, в Норвегии - рабочая партия. Выразителем социалистических идей в Греции выступает Всегреческое социалистическое движение, в Польше - Союз демократических левых сил. В 1991 году перешла на социал-демократические позиции Итальянская коммунистическая партия, самая крупная партия коммунистов в Европе.

Другая тенденция – радикальная корректировка, при сохранении названия, программных основ, отказ от принципов марксизма-ленинизма, разрешение фракционной деятельности, стремление войти в буржуазные правительства (таковы коммунистические партии Франции, Испании, Партия коммунистов Италии и др.)

Коммунистические партии находятся сегодня у власти в Китае, Вьетнаме, КНДР и на Кубе. Лаосская народно-революционная партия в некоторой степени пересмотрела свою программу, преобразовавшись в левосоциалистическую партиию. С середины 80-х гг. правящие компартии (кроме Трудовой партии Кореи) проводят плюралистическую экономическую политику и деидологизируют внешнюю политику своих стран.

Рост влияния коммунистических партий отмечается в развивающихся странах Южной Азии (Непал, Индия), Латинской Америки (Колумбия, Паругвай), а также других регионов (Судан, Бахрейн и проч.). Во всех перечисленных странах, кроме Индии, коммунисты действуют в условиях подполья и как правило, ведут вооружённую борьбу, иногда даже заканчивающуюся успехом. Именно под руководством Коммунистической партии Непала (объединённой марксистско-ленинской) в стране в 2006 году была свергнута монархия. Председатель КПН (ОМЛ) Джала Нат Ханал возглавляет сегодня правительство Непала.

 

«Будут ли вспоминать о Ленине через 40 лет?»

Накануне 141 годовщины со дня рождения Ленина центр Юрия Левады провел опрос среди молодых людей о сегодняшнем восприятии личности лидера Октябрьской революции. Респондентов спрашивали: «Будут ли вспоминать о Ленине через 40 лет?» Чаще других следовал ответ: «Никто, кроме историков, не будет о нем вспоминать» (39%). Однако социологи отмечают, что количество сторонников такого мнения по сравнению с 2007 годом уменьшилось на 6%. В то же время возросло число тех, кто считает, что о Ленине будут вспоминать, «как о вожде, для которого на первом месте стояли интересы трудящихся» и «как о великом мыслителе, верно предвидевшем будущее».

В Левада-центре подчеркивают, что «за последние полтора десятилетия фигура вождя мирового пролетариата стала для россиян менее значимой, а отношение к нему – более позитивным. Этот процесс переосмысления роли Ленина, видимо, будет продолжаться. Если для опрошенных старше 55 лет сумма положительных оценок превышает сумму отрицательных оценок более, чем в 2,5 раза (48:19), среди 40-55-летних они практически равны (25:22), а среди 25-40 летних – больше отрицательных оценок (24:30), то среди молодежи до 25 лет вновь отмечается преобладание положительных оценок (21:18).