Как снимали - Вариант Омега

На модерации Отложенный                      Фильмы  нашего детства ......  Вариант «Омега» (5 серий) (1975)

                                                                                                                                     Вариант «Омега» (5 серий) (1975)

Режиссер Антонис-Янис Воязос

Сценаристы Николай Леонов, Юрий Костров

Оператор Владимир Трофимов

Композитор Богдан Троцюк

Текст песен Роберта Рождественского

Исполняет песни Олег Даль

 

В главных ролях:

Олег Даль — Сергей Скорин — Кригер

Игорь Васильев — Георг фон Шлоссер

Елена Прудникова — Лотта

Ирина Печерникова — Елена, жена Сергея

Евгений Евстигнеев — Симаков

Александр Калягин — Франц Маггиль, шеф гестапо

Вадим Яковлев — Константин Петрухин, друг Скорина

Пауль Кальде — Целлариус

Алексей Эйбоженко — Зверев

Сергей Полежаев, Федор Никитин, Виталий Коняев, Людмила Иванова, Рейно Арен, Эйнари Коппель, Михаил Бочаров, Файме Юрно, Александр Липов, Игорь Кан и др.

Производство: ТО «Экран»

 

В 1974 году был издан роман Николая Леонова и Юрия Кострова «Операция «Викинг», который заинтересовал руководство Гостелерадио. Действительно, тема ударная и беспроигрышная: война, наш разведчик — Сергей Скорин в поединке с умным противником бароном фон Шлоссером. Сражение характеров и интеллекта. Тем дороже победа, «наша победа» (если вы помните Кадочникова в «Подвиге разведчика»).

Ответ на вопрос, почему поручили осуществить экранизацию романа греку Воязосу, снявшему единственный полнометражный фильм «Жизнь хорошая штука, брат!» (1966), теряется в дымке времени. Сведения о нем весьма скудные: Антонис-Янис Воязос (р. 10.10.1930 в Салониках) — режиссер, сценарист. Работал токарем на Ташкентском механическом заводе, печатался в греческой эмигрантской газете. В 1957–1958 годах учился на режиссерском факультете Ташкентского театрально-художественного института имени А.Н. Островского, в 1967 году окончил ВГИК (мастерская М. Ромма).

С 1952 года — партийный работник в «странах народной демократии». Живет в Греции. (Кстати, греческий Интернет по его поводу вообще хранит молчание.) Но он взялся и снял свой самый знаменитый фильм.

На главную роль режиссеру в порядке приказа «предложили» актера Андрея Мягкова.

Но Воязос уперся: «Только Даль!» Его стали стращать: актер пьющий, с конфликтным характером. Но Воязос владел достоверной информацией, что Даль «зашился». Словом, слышать больше ни о ком не хотел, а фильм с рабочим  названием «Не ради славы» уже запущен, деньги государственные «тикают», пора выезжать в экспедицию в Таллин, где разворачивается место действия фильма…

Как компромисс — он отказался от утвержденного Валентина Гафта, которого видел в образе аристократа-интеллектуала фон Шлоссера.

Эту роль отдали Игорю Васильеву, и не прогадали.

Игорь Алексеевич Васильев (20.05.1938—23.12.2007) — актер и режиссер МХАТа. Снимался в фильмах: «Строится мост» (1966), «Инженер Прончатов» (1973), «Трактир на Пятницкой» (1978), «Похищение «Савойи» (1979), «Долгий путь в лабиринте» (1981), «Завещание профессора Доуэля» (1984), «Плащаница Александра Невского» (1992), «МУР есть МУР — 3» (2005), «Пером и шпагой» (2006–2007) и др.

Самой его звездной ролью так и остался немец Шлоссер.

Сам Даль сильно сомневался, стоит ли связываться с неизвестным режиссером и этим фильмом: свежа была горечь  «Земли Санникова», которую он, несмотря на зрительский успех, считал халтурой. После этой картины он от многих предложений стал отказываться. Не сыграл Лукашина у Эльдара Рязанова в «Иронии судьбы, или С легким паром». Сначала согласился, а потом отказался от Хлестакова в картине «Инкогнито из Петербурга» Леонида Гайдая, хотя до этого снялся у него в фильме «Не может быть». Анастасия Вертинская ездила к нему домой уговаривать согласиться на роль учителя Миррою (которую впоследствии сыграл Игорь Костолевский) у Михаила Козакова в «Безымянной звезде», — напрасно… Можно представить, от чего отказывался Даль: играть у талантливых и знаменитых…

Даль серьезно поговорил с Янисом Воязосом и результатом беседы остался доволен. Более того, стал надеяться, что сможет, наконец, создать лучший образ киногероя в своей биографии. В одном из редких интервью он сформулировал    свое отношение к роли: «Я поставил своей задачей сыграть себя, Даля Олега, в 1942 году, в таких обстоятельствах, в каких очутился Скорин. Здесь все поступки — мои, слова — мои, мысли — мои… Скорин мне интересен своей парадоксальностью. Он не супермен. Просто человек, отстаивающий свои убеждения… В моем Скорине — та самая прелестная «страннинка», которая привлекает меня в людях».

Судя по восторженному приему фильма зрителями, роль Скорина получилась, остряки сразу переиначили название  фильма в «Вариант Олега».

Где он, этот день,

И на каком календаре отмечен он чертою,

Где он, этот день?

В каких краях искать, в каком году,

Где он, этот день, мы заплатили за него

Давным-давно с лихвою.

Что -ж он не приходит,

этот самый долгожданный заревой Победный день,

— негромко, без пафоса поет Олег Даль. Он вообще умел все делать очень профессионально, но не выпячивая свои таланты. Михаил Козаков вспоминал, какое ошеломляющее впечатление произвело пение Даля под гитару на Дина Рида.

Тот спросил: «Где купить ваши диски?» Негде… Ни где… Как ни скажи — ответ один: так мало сумел реализоваться этот талантливый человек.

Но хоть один-единственный дивиденд с этой роли поимел: впервые с этим фильмом его выпустили  на фестиваль за границу, хотя это и была социалистическая Прага.