Как победить коррупцию в военно-промышленном комплексе: мнения экспертов

На модерации Отложенный

Менеджмент предприятий военно-промышленного комплекса должен будет декларировать свои доходы. Проект соответствующего правительственного постановления должен быть разработан в соответствии с поручением вице-премьера России Дмитрия Рогозина.

Как сообщил Рогозин, выступая на совещании по проблемам осуществления гособоронзаказа, необходимо "установить цепочку истинных владельцев частных предприятий ОПК". По его словам, также нужно разобраться с механизмом ценообразования на вооружения и повысить эффективность использования средств, выделяемых на оборону и безопасность.

ИА REXМожно ли победить коррупцию в ВПК, без борьбы с ней в масштабах всей российской политической системы? Какие еще меры можно посоветовать Дмитрию Рогозину для наведения порядка в ВПК?

Григорий Трофимчук, политолог, первый вице-президент Центра моделирования стратегического развития:

Рогозин начал не с того конца, озлобленные ветераны разваленного отечественного ВПК это вскоре ему припомнят. Главное – причины, которые привели эту сферу к её сегодняшнему состоянию. Поэтому сначала желательно заявить о тех, кто развалил, а уже потом смотреть, как и за счёт чего сегодня приходится выживать тем, кто в ней остался.

После этого Рогозину надо заявить не о высоких ценах на российское вооружение, а о том, что если Россия хочет выжить, она не может сама у себя покупать своё же собственное оружие. Это два совета для старта, в противном случае патриот Рогозин ничем не будет отличаться от радикальных либералов, убеждённым оппонентом которых является.

Рогозин также должен дать понять – в том числе, с использованием по прямому назначению телеканала «Звезда», который занят сейчас непонятно чем, – что Россия, которая считает себя великой, не может в принципе себе позволить закупать вооружение за рубежом, а должна загрузить работой собственные оборонные конвейеры. Причём, загрузить их не выпуском уже никому не нужных танков (которые день и ночь демонстрирует всё та же «Звезда»), а как минимум таких же радаров, которыми, по информации Рогозина, Америка снесла «Фобос-Грунт».

Рогозин, как когда-то Шойгу, должен публично объявить, что российская оборонная промышленность вошла в стадию регресса, дойдя в настоящий момент до того нисходящего состояния, когда у страны падало почти всё, что она запускала в космос. Исходя из этой формулы, скоро будут падать не только безлюдные космические аппараты, но, к сожалению, начнут гибнуть и живые космонавты (это давно происходит с самолётами, но ВПК держится дольше). В противном случае, эти дикие будущие трагедии будут повешены лично на Дмитрия Олеговича. Возможно, для этого его и пригласили на эту работу, как когда-то Кириенко предложили стать ненадолго премьер-министром.

Что касается искоренения коррупции железной рукой, то Рогозин может оперативно проехать по тем местам, родовым гнёздам, где живут руководители ВПК и акционеры его отдельных предприятий. Это лучше всяких деклараций скажет и о доходах, и о расходах. Если они живут во дворцах (как, например, не так давно арестованный генерал Боков из структур безопасности СНГ), то с них надо и начинать. Если есть дворцы – то нет денег на мясо для солдат, зависимость здесь прямая, учитывая ограниченные доходы РФ от преимущественно сырьевой торговли. Если же Рогозин не воспользуется этим простым и ясным советом, значит, коррупцию он искоренять не желает.

Юрий Юрьев, политконструктор:

Если менеджеры ВПК до сих пор не декларируют свои доходы, прямые и аффилированные; если до сих пор не явны полностью истинные владельцы поставщиков и смежников ВПК из числа частных предприятий ОПК, то состояние ВПК можно охарактеризовать словом "полуразвал". Соответственно, и в Генштабе "полуразвал", поскольку планирование опирается на сомнительное снабжение. А если полуразвал в Генштабе, то скоро и в войсках будет полуразвал.

В ВПК можно победить и бардак, и коррупцию, и эти методы должны отличаться от общегражданских. Общество не потерпит такой оперативный метод, как провокация в отношении коррупции. Но для выявления и устранения развала в "оборонке" нужны специальные методы, а не демократические. Ведь в закрытых и секретных "режимных" учреждениях не бывает таких методов управления, как "гласность", "обструкция", "митинг", "перевыборы". Нет там демократии, равенства и братства, там производят смерть иных стран ради жизни своей. И цена ошибки там высока - ценой ошибки может быть жизнь обезоруженной страны. А ценой кражи чертежа или промобразца - могут быть миллиарды, вложенные в его создание, от исследования научных физико-химических принципов, до работы на образец крупного предприятия ВПК. Если власть вправе объявлять чрезвычайное положение и законы военного времени в отношении эпидемий, пандемий, эпизоотий и таковое вмешательство считается законным "форс-мажором" во всём мире, начиная с правил "инкомтермс" и продолжая контрактным правом, то власть вправе и на спецметоды в отношении ВПК, который поражён эпидемией разгосударствления и коррупции.

Таким образом - общегражданские методы борьбы с коррупцией в ВПК неприменимы, а нужны оперативные и специальные методы. Все эти методы давно и успешно отработаны в СССР и их нужно вернуть. А, учитывая, что защищённость ведущих умов ВПК ныне ниже, а угроз для ВПК ныне больше - то и усилить методы по его защите. А лучших и созидательнейших "взять в долю" от экспорта вооружений, пока они непрерывно работают в ВПК.