Как Москва кредитует Лукашенко

На модерации Отложенный
Таинственный миллиард перейти к обсуждению ...

 

Сбербанк готов дать 1 миллиард долларов Белоруссии. Казалось бы, ничего нового, на то Сбербанк и госбанк, да и белорусские долги измеряются гораздо более впечатляющими величинами. Но история с миллиардом поучительна. Своей бьющей в глаза корявостью.

Эту историю рассказывает не Сбербанк — он молчит. За него говорят другие. Но как!

28 сентября о кредите Сбербанка поведал российский посол в Белоруссии Александр Суриков. Что уже любопытно. Посол не банкир, не его дело комментировать коммерческие сделки. Когда гремели российско-белорусские газовые войны, посольство помалкивало, хотя все понимали, что политика в деле присутствует. А тут на авансцене именно посол. Это первая зарубка.

Вторая зарубка в словах посла. Он говорит о том, что принципиальная договоренность о предоставлении кредита есть, но конкретные условия еще обсуждаются. Первоначально в качестве залога рассматривались акции белорусского концерна «Беларуськалий», Суриков признал, что сейчас эта схема не рассматривается, но вот что интересно: вспоминая, что Александр Лукашенко оценил «Беларуськалий» в $30 млрд, посол бросил такую фразу: «Сбербанк прикидывал «влет» активы для обеспечения залога под выдаваемый кредит. Независимой оценки «Беларуськалия» еще нет».

Лихо. Потому что если уж обращаться к недавней истории сделки, то еще в начале августа Герман Греф публично информировал Владимира Путина: Сбербанк и Deutsche Bank выделят ОАО «Беларуськалий» $2 млрд под залог 35% акций компании. Цифры, что называется, не бьются. Верить оценке «Беларуськалия», сделанной Лукашенко, вряд ли стоит, но все равно дистанция от $30 млрд за весь концерн до 35% его акций в залог за $2 млрд впечатляет. Значит, если речь идет о коммерческом кредите, Сбербанк с Deutsche Bank собирались «влет» изрядно погреть руки. Но коммерция из кредита могла улетучиться.

Третья зарубка. Пока речь шла о залоге акций «Беларуськалия», резонно было предполагать, что именно «Беларуськалий» и есть получатель кредита. Но вот незадача: залоги меняются как перчатки. Вице-премьер Белоруссии Сергей Румас информировал о том, что Сбербанк России подтвердил возможность выделения Белоруссии кредита под правительственную гарантию и залог 51% акций новополоцкого ОАО «Нафтан».

В чем же дело? Думаю, в этой сделке есть всё — и коммерция, и политика.

Коммерческие аппетиты кредиторов мы уже могли оценить. Смена залога произошла не потому, что из нее вышел Deutsche Bank. Скорее наоборот, Deutsche Bank предпочел остаться в стороне, когда понял, что лакомый кусок «Беларуськалия» проплывает мимо рта. У Сбербанка такой свободы выбора нет.

Но и кредитуемый не дремлет. В деле фигурирует еще один посол. 4 августа посол Индии в Белоруссии Манодж Кумар Бхарти заявил об интересе его страны к покупке акций ОАО «Беларуськалий», а в конце августа состоялся визит в Белоруссию индийской делегации во главе с заместителем министра иностранных дел Санджаем Сингхом. Так что смена залога может означать, что Белоруссия надеется найти более выгодного покупателя на свой актив.

Но главное, конечно, в политике. 26 сентября агентство Standard & Poor’s понизило кредитный рейтинг Белоруссии и выставило негативный прогноз. По оценке экспертов, золотовалютных резервов Минска, а их всего $4,6 млрд, хватит на финансирование импорта лишь в течение полутора месяцев. Положение критическое. Но в базовом сценарии развития событий, по S&P, уже фигурирует $1 млрд, который Белоруссия получит от Сбербанка.

Значит, формальный получатель кредита, а им окажется государственная компания, вовсе не Нацбанк, не важен. Механизм такой: правительство выпустит валютные долговые обязательства на сумму кредита, а госкомпания их выкупит. В итоге резервы вырастут, а внешний долг останется прежним.

Все загадки разгаданы. Кроме одной. А стоит ли режим Лукашенко того, чтобы в очередной раз оттягивать его все равно неминуемый экономический крах, к тому же не выдвигая никаких внятных условий предоставляемого кредита, непрозрачно, действуя из-под полы так, что Россия превращается в соучастника происходящего в Белоруссии, причем на стороне тех, кто ведет страну к краху?