Как Горбачев стал генсеком

На модерации Отложенный

 В 1982 году член Политбюро, генеральный секретарь Брежнев скончался в возрасте 75  лет.

В 1984 году член Политбюро, генеральный секретарь Андропов скончался в возрасте 70 лет.

В 1985 году член Политбюро, генеральный секретарь Черненко скончался в возрасте 73 лет.

У интеллигенции появился анекдот: "Открыт новый элемент таблицы Менделеева - политбюролеум, с периодом полураспада полгода".

                                               

11 марта 1985 года на заседании Политбюро Громыко первым взял слово: Предлагаю избрать генеральным секретарем товарища Горбачева... (дает характеристику)... Товарищи, у  этого человека хорошая улыбка и железная рука...

В тот же день секретарь ЦК КПСС, член Политбюро Горбачев открыл пленум ЦК, предоставил слово Громыко, который от имени Политбюро предложил избрать Горбачева генеральным секретарем. Принято единогласно.

Горбачев: Сегодня пленум Центрального Комитета возложил на меня сложные и большие обязанности генерального секретаря ЦК КПСС. Хорошо понимаю, сколь велико оказанное мне доверие и сколь велика связанная с этим ответственность. Обещаю Вам, товарищи, приложить все силы, чтобы верно служить нашей партии, нашему народу, великому ленинскому делу.

    Новому генсеку 54 года. Появился анекдот: «Слыхали, Горбачева в Политбюро никто не поддерживает. - Как так? - Он сам ходит, его никто не поддерживает».

    Позднее Крючков и Лукьянов говорили, что Андропов никогда не называл Горбачева своим преемником, а  даже как-то сказал: слишком торопливый, и это Андропова смущало. Андропов называл другую фамилию в качестве кандидата на генсека - Романова Григория Васильевича.

(О Романове был запущен слух, будто бы он справлял свадьбу своей дочери в Эрмитаже. Расследование установило, что этого не было. Горбачев рекомендовал Романову не выступать с опровержением слухов).

 В 1984 году Маргарет Тэтчер присутствовала на похоронах Андропова. Состоялась беседа ее с Горбачевым, в которой участвовал Александр Яковлев. В своем кругу Тэтчер заявила: «С этим человеком можно иметь дело». 

    В 1984 году в Женеве вице-президент Буш уверенно заявил советскому полномочному послу Исраэляну: «Вашим следующим лидером будет Горбачев, я хотел бы с ним встретиться».

    Через неделю в Москве Исраэлян доложил об этом Громыко. Тот долго молчал и потом заговорил о другом.

 

Рассказывает Маргарет Тэтчер: Когда я присутствовала на похоронах Черненко в Москве, то почти час  беседовала с господином Горбачевым в Кремле. Атмосфера была более официальной, чем в моей британской резиденции, и молчаливое сардоническое присутствие господина Громыко не помогало. Но я смогла объяснить им последствия политики, о которой мы договорились с президентом Рейганом, прежде всего по Стратегической оборонной инициативе. Как мы и ожидали, господин Горбачев придал советскому правительству новый стиль.

Он открыто говорил об ужасающем состоянии советской экономики, хотя на этом этапе он еще больше опирался на методы, связанные с кампанией господина Андропова за большую эффективность, чем на радикальную реформу.

Тэтчер впоследствии говорила: «Мы сделали Горбачева генеральным секретарем».

 

 Горбачев укрепил кадры: в июле из Политбюро выведены Романов, затем Тихонов (премьер-министр), Гришин (первый секретарь московского горкома).

По предложению Горбачева Громыко был назначен председателем президиума Верховного совета - президентом, по западным понятиям.

Рыжков, Лигачев и Шеварднадзе избраны членами Политбюро. Шеварднадзе стал министром иностранных дел. Председателем Совета Министров вместо 80-летнего Тихонова назначен Рыжков (56 лет), бывший директор Уралмаша.

 

В апреле Горбачев видит, как из зала Верховного Совета выводят под руки пьяного Ельцина, сопровождающие говорят: С нашим первым случается, иной раз перехватит лишнего.

Горбачев просит Лигачева съездить в Свердловск: Присмотрись к Ельцину.

Лигачев по возвращении сказал: Сложилось мнение, что Ельцин – тот человек, который нам нужен. Ельцин назначен заведующим отделом ЦК.

    Летом 1985 года Горбачев вызвал  к себе Рыжкова, здесь же Лигачев: Ты ведь знаешь, настало время укрепить руководство столицы. Мы с Егором сейчас обсуждаем возможную кандидатуру на пост первого секретаря Московского городского комитета - вместо Гришина. Хотели бы посоветоваться с тобой.

Рыжков: Я надеюсь, у вас уже есть предложения?

Горбачев: Да. Нам нужен туда крепкий и боевой товарищ. Наше мнение с Егором Кузьмичем, что это должен быть Ельцин. Ты его знаешь по Свердловску, твое мнение?.

Рыжков (удивленно): Да, я знаю Бориса Николаевича и считаю, что он абсолютно не годится для этой роли. Не забудьте, что речь идет об огромной столичной организации, где сосредоточена масса заводских рабочих и основная  научная и творческая элита страны. Ельцин же человек другого склада: он хоть и строитель, но по натуре своей – разрушитель. Наломает дров, вот увидите! Ему противопоказана большая власть. Вы сделали уже одну ошибку, переведя его в ЦК из Свердловска. Не делайте еще одну, роковую.

Лигачев: Да, я содействовал его переводу в Москву, я был в Свердловске, мне понравилась его работа...

Рыжков: Я вас не убедил, и вы еще пожалеете о таком шаге. Когда-нибудь будете локти кусать, но поздно!

    25 декабря 1985 года Ельцин назначен первым секретарем московского горкома и кандидатом в члены Политбюро.

 

Источник: «Перестройка. Летопись 1985 – 1991 годов». http://lit.lib.ru/k/kolesow_w_i/