Интересные факты о фильме «Кавказская пленница»

На модерации Отложенный

 

Идея фильма родилась после того, как Гайдай прочитал в одной из газет историю о похищении девушки влюбленным джигитом в закавказской республике.

4809770_ (700x393, 178Kb)

 

Первоначально фильм был запрещен. Совершенно случайно его посмотрел Леонид Ильич Брежнев и дал разрешение на показ.

Основные съёмки знаменитого фильма Леонида Гайдая «Кавказская пленница» проходили в Крыму в районе Алушты.

4809770_f13 (700x536, 94Kb)

Многие уверены, что только Крым был местом натурных съёмок этого замечательного фильма. По праву в Крыму организована экскурсионная тропа по местам съёмок «Кавказской пленницы». Но, однако, не только Крым стал местом съёмок этого кино.
Одна из сцен этого фильма была снята на Кавказе, а именно недалеко от Красной Поляны.

4809770_f4 (635x420, 52Kb)

Сцена купания в горной реке Шурика и Нины была снята на реке Мзымта, которая впадает в Чёрное море в Адлере. В дальнейшем Л.Гайдай, которого очаровали эти места, снимал на дороге в Красную Поляну эпизоды следующей своей комедии «Бриллиантовая рука».

Когда сценарий был утвержден, неожиданно возникли проблемы с актерами. Сразу два участника легендарной троицы — Юрий Никулин и Евгений Моргунов — отказались от участия в съемках «Кавказской пленницы». Многое в сценарии, по их мнению, было натянутым. Никулин заявил: «Мне это не нравится. Это — спекуляция на тройке».
Леонид Гайдай принялся убеждать его, что совместными усилиями они переделают сценарий, внесут в него массу собственных трюков.

4809770_f53 (700x528, 93Kb)
Невероятно популярные после «Операции «Ы» артисты все чаще не могли найти общий язык. Современники вспоминают выходки зазвездившегося Моргунова, которому ничего не стоило отказаться от съемок в разгар рабочего дня. 


Тем не менее, на съемочной площадке Гайдая работалось легко. Режиссер поощрял импровизацию и творческую непокорность. Он подготовил для актеров ящик шампанского и за каждый придуманный трюк вручал бутылку. 

4809770_f91 (700x513, 86Kb)

Советская цензура запретила следующую вступительную сцену фильма, которую придумали Гайдай и Никулин: Трус подходит к дощатому забору и, озираясь, чертит мелом букву «Х». Следом появляется Балбес и дописывает букву «У». Увидевший это безобразие милиционер заливается трелью свиста. Но Балбес, не растерявшись, дописывает: «Художественный фильм».

4809770_f71 (700x553, 104Kb)

Гайдай сразу хотел снимать своего друга Юрия Никулина и придумал для него роль. Но тот пошел в отказ: «В наши дни воруют невесту? Глупость! Сниматься не буду». Гайдаю удалось уговорить Никулина, пообещав вместе улучшить сценарий.

На съемках распалась троица Вицин — Моргунов — Никулин. Артисты и так не дружили. А тут зазвездивший Моргунов стал вести себя беспардонно.

4809770_f14 (700x530, 54Kb)

Однажды привел на просмотр подружек, они пили пиво и громко разговаривали. Режиссер потребовал вывести посторонних, Моргунов вспылил и отказался сниматься. Пришлось часть сцен с Моргуновым выкинуть, а часть снимать общими планами, заменив актера похожим по телосложению дублером.

У Натальи Варлей не получилось озвучить свою героиню Нину. «Пленница» говорит голосом Надежды Румянцевой.

4809770_f11 (700x528, 41Kb)

Все актеры во время съемок как сумасшедшие старались придумать смешные фокусы. А все Гайдай: он создал «золотой фонд» из шампанского и за каждый придуманный трюк выдавал автору бутылку.

Для съемок сцены «прививки» Никулин предложил колоть Бывалого цирковым супершприцем («жанэ»). Конечно, его не втыкали в мягкое место Моргунова. Актера уложили с подушкой между ног.

4809770_f15 (700x528, 76Kb)

Несмотря на все меры предосторожности, Евгений Александрович сначала не хотел рисковать, но потом сдался: «Колите, черт с вами… Но там же все рядом, и если что…» Все прошло отлично: Александр Демьяненко оказался легок на руку и не промазал, сделав семь дублей!

4809770_f6 (700x455, 70Kb)

Фокус с поворотом головы Вицина на сто восемьдесят градусов снимали в несколько приемов. Первый: Вицин, опустив папаху на лицо, шевелит пальцами рук, сложенными на груди, — камера снимает, останавливается. Второй: Вицин надевает пиджак задом наперед, папаха на лице, пальцы шевелятся — камера снимает, останавливается. А эти кадры «разбиваются» еще одним куском, где снят затылок Георгия Михайловича: сначала под папахой, а потом когда ее сдвигают кверху.

4809770_f13_1_ (700x528, 90Kb)

Цензура забраковала и эпизод, когда Фрунзик Мкртчян на реплику «жены», мол, как же ты мог украсть такую девушку, отвечает: «А в соседнем районе жених украл члена партии!». Выход нашел Никулин: «Все дело в акценте Мкртчяна. Давай я за него скажу». В устах Балбеса, сплевывающего арбузные семечки, фраза прозвучала настолько по-дурацки, что не бросала тени ни на единого партийца. Сразу всем становилось ясно: Балбес — лжец, и нет правды в словах его.

Песенку про медведей исполняет Аида Ведищева.

4809770_f3 (700x552, 76Kb)

Эпизод, где героиня Натальи Варлей должна была несколько минут заразительно хохотать, не получался. Тогда Никулин, Вицин и Моргунов во время съемки вдруг задрали майки и стали чесать животы, корча при этом уморительные рожи. Дубль сняли без сучка и задоринки.

Наталье Варлей пришлось научиться водить машину и самой выполнять сложные каскадерские трюки.

4809770_f9 (700x513, 81Kb)

Поначалу для эпизода, в котором Шурик в спальном мешке падает в горную речку, а Нина бросается его спасать, пригласили девушку-каскадера, но та неожиданно для всех начала… тонуть. Оказалось, девушка так сильно хотела сниматься в кино и соврала, что умеет плавать. Наталья Варлей все сделала сама.

Тот момент, когда Нина и Шурик на берегу трясутся от холода, не был постановочным — вода действительно была ледяной. А чтобы артисты не заболели, после крика «Стоп!» парочку напоили чистым спиртом.

4809770_f42 (640x496, 164Kb)

А уже под конец съемок чуть не пришлось переозвучивать половину фильма. Секретарь партийной организации «Мосфильма» носил фамилию Сааков. А в фильме был товарищ Саахов. Реальный Сааков посчитал, что появление в картине Саахова — скрытая издевка. И повелел фамилию заменить. Ситуацию спас Никулин. Он добрался до министра культуры СССР Екатерины Фурцевой и пожаловался, что по прихоти одного-единственного человека придется тратить громадные государственные деньги. Фурцева решила проблему одним звонком на студию: «Прекратите этот идиотизм!»

4809770_ (640x468, 816Kb)

Дерево старого грецкого ореха под Демерджи, на котором сидел герой Никулина и кидал орехи, после премьеры фильма стал своеобразной достопримечательностью Крыма, и получил название «Никулинский Орех». Это дерево находится возле южного склона горы Демерджи, рядом с известной «Долиной Привидений».

4809770_f24 (700x528, 87Kb)

Первоначально слова «Песенки о медведях» были такие: «Где-то на белой льдине, там, где всегда мороз, чешут медведи спины о земную ось».

Однако по настоянию худсовета («у них что, блохи?») слова заменили на «Где-то на белом свете,… Трутся спиной медведи…».

4809770_f73 (640x475, 68Kb)

В песне «Если б я был султан» первоначально был ещё один куплет («Если все три жены мне нальют по сто (вариант — Разрешит мне жена каждая по сто), итого триста грамм — это кое-что…», но в фильм он не вошёл. Полная версия эпизода песни с этим куплетом была показана по телевидению в «Голубом огоньке» 1966 года, часть «Сказки русского леса».

4809770_f5 (700x509, 622Kb)

Автомобиль, на котором ездила троица Трус, Балбес и Бывалый — «Adler Trumpf», он выпускался в Германии с 1932 по 1939 год, имел привод на передние колёса и двигатель объёмом 1,6 л мощностью 48 л. с. Машина, которая снималась в фильме, была собственностью Юрия Никулина и на момент съёмок была основательно переделан: все агрегаты на нём были установлены от «Москвича-407» (в финале погони на колёсном колпаке автомобиля можно разглядеть надпись «ЗМА»).

4809770_f6mashina_1_ (640x537, 47Kb)

Автомобиль, на котором ездил шофёр Эдик, является довоенным шасси с кустарно исполненным кузовом, напоминающим по внешнему виду санитарный автомобиль ГАЗ-55, начало производства которого приходится ещё на довоенный период (1938-1945 годы выпуска). В период, когда снимался фильм, такие автомобили встретить на улицах советских городов было уже практически невозможно.

4809770_F02 (640x449, 42Kb)

Несмотря на название фильма и созданные в фильме образы, сам фильм снимался не на Кавказе, а в Крыму, основное место съёмок: центр города Алушта и долина Привидений у подножия Демерджи. Кроме этого, в фильме встречаются эпизоды, снятые в городе Симферополь (психбольница), на вершине Ай-Петри (остановленный Шуриком автомобиль с Ниной) и на Кавказе, в Адлерском районе Сочи на реке Мзымта (горная река, в которой Нина спасает Шурика, и пропасть из окна комнаты Нины).

4809770_f07 (700x513, 110Kb)

Орешина, с которой Никулин бросался недозрелыми грецкими орехами («Орех Никулина») и большой прямоугольный камень из другого к/ф Гайдая «Спортлото-82», который обходит Сан Саныч, находятся на расстоянии всего нескольких метров друг от друга.

В фильме есть эпизод, где знаменитая троица попивает пивко.
— Жить, как говорится, хорошо! — восклицает Трус.
— А хорошо жить — еще лучше! — замечает Балбес.
— Точно! — авторитетно подтверждает Бывалый.

4809770_f83_1_ (700x466, 52Kb)
В этой сцене Вицину, как и двум другим его приятелям, надо было заниматься тем, что написано в сценарии, а именно: пить пиво. Но Вицин был убежденный трезвенник. Пришлось пиво заменить на шиповник. Вицин осушил пять кружек. И тут девушка, наблюдавшая за съемками, вдруг заметила: «Какое же это пиво! Пены-то нет!»
Тут Никулин робко предложил: «А может, в шиповник положить белой ваты? Будет как пена…» Вицин от этого варианта отказался и в шестом дубле решил выпить настоящего пива. Как говорится, искусство требует жертв.

4809770_f01 (700x489, 72Kb)


Потрясающей фантазией обладал Юрий Никулин. В одном из эпизодов Балбес лежит вытянувшись на кровати и чешет себе пятку.

4809770_f10 (700x512, 73Kb)

Многие думают, что этот трюк получился с помощью монтажа. На самом деле под одеялом был спрятан лилипут. Эту идею принес на съемочную площадку сам Юрий Никулин.

4809770_f0 (700x510, 67Kb)

4809770_f2 (700x490, 105Kb)

Этот фильм выше всяческих похвал. Его знают и взрослые и дети, фильм который хочется смотреть снова и снова. В фильме присутствуют не только бессмертный юмор героев, легкая интрига, но!. .. даже элемент легкой эротики, естественно уровня 60-х годов прошлого века.

4809770_f08 (700x461, 98Kb)

Малоизвестные воспоминания Натальи Варлей о съемках в гениальнейшем фильме. 
Зрителям нравились сцены с фруктами: Балбес вносит на голове блюдо с персиками, виноградом, грушами и ставит перед Ниной.

Пленница, хитро сверкнув глазами, потирает руки и начинает пробовать всё подряд. Мне говорили зрители, что смотрели эти кадры – и слюнки текли. Но у меня было совсем не так.

Половина фруктов на блюде, мне подносимом, были искусственными восковыми муляжами. Дачу Саахова и этот эпизод мы снимали в апрельской Москве, в павильонах. А в те годы, даже в летний сезон, не было такого изобилия всего, как сейчас. Поэтому сливы и персики были… консервированными, из компота, а среди воскового винограда лежала одна веточка настоящего, от которого я и отщипывала ягоду за ягодой.


Была ещё лепёшка – глянцевитая, поджаристая, купленная накануне в магазине “Армения”. К моменту съёмок она настолько зачерствела, что даже моим молодым зубам поддавалась с большим трудом. А по замыслу режиссёра я должна была там непрестанно что-то жевать… Да не через силу, а давая понять, какая мне досталась вкуснота.

 Гайдай просто рычал на меня:
— Ешь с аппетитом! Ешь с аппетитом!А я давилась этими концентрированными фруктами и засохшей лепёшкой… Но куда было деваться: сыграла аппетит. Леонид Иович всегда добивался того, чего хотел…

В одном из эпизодов мне ещё полагалось колотить дорогую посуду. На “Мосфильме” были антикварные тарелки, которые остались после съёмок фильма абсолютно целы, все до одной. Их не первый год хранят и берегут. Чтобы снять кадр, я брала в руки антиквариат, замахивалась им – и действительно бросала себе под ноги…

Но “парадная” тарелка не долетал до пола, падая на заботливо натянутую простыню, не видную в кадре. А гора осколков образовалась из дешёвой посуды, специально для этого приобретённой...

В прокате 1967 года «Кавказская пленница» уверенно заняла первое место, за год ее посмотрело 76,54 миллиона зрителей.

4809770_f04 (700x553, 190Kb)

4809770_f06 (700x469, 97Kb)

4809770_f05 (700x525, 238Kb)