Грузия: потемкинская деревня

В Грузию мы с моим товарищем, журналистом Андреем Манчуком, въезжали со стороны Турции. Наш путь от турецкого города Трабзона в грузинский Батуми пролегал по побережью Черного моря.

Даже если бы вдруг каким-то образом убрали грузинско-турецкую границу с ее таможенными и пограничными постами, то вы все равно бы заметили, где кончается одна страна и начинается вторая. Путин как-то сказал, что русский мир заканчивается там, где заканчивается русский язык. Въезжая на грузинскую территорию, вы сразу понимаете, что постсоветское пространство начинается (заканчивается) там, где начинается (заканчивается) серый шифер и металлочерепица на крышах домов. Именно по этим двум деталям, а также по не очень хорошим дорогам и по бедноватым архитектурным видам понимаете, что вы уже на территории Аджарии. Контраст последней с Турцией и турецким Курдистаном просто разительный. В Турции вы чувствуете, что находитесь в богатой стране. Везде и всюду идет бойкая торговля,  почти в каждом доме - магазин или закусочная; прилавки с многочисленными товарами выставлены на улицу; все ярко пестро, шумно, счастливо, разнообразно, современно. Вообще в турецких городах вас поражает какая-то, если так можно выразится, вещественность – всего полно до отвала, всё в изобилии. В самом последнем провинциальном турецком или курдистанском городке идут стройки, строятся красивые и современные дома, все заасфальтировано, бордюры расписаны в белый и желтый цвета. Все там очень энергично.

А вот когда вы въезжаете в Батуми, первое чувство – небольшое, но все же потрясение. Начитавшись всякого рода пропаганды о «грузинском чуде»,  вы ждете чего-то необычного; ждете, что Грузия предстанет перед вами, как нечто на порядок большее, чем погрязшая в коррупции Украина, как некий рай, как земля обетованная, где надежды постсоветского человека - что советское можно превратить в европейское, наконец-то сбылись. Но... перед вами предстает не просто самая убогая советская провинциальная действительность, а разруха в настоящем смысле этого слова. Я, никогда не видевший воочию разруху, - впервые увидел ее именно в Батуми. Даже в Приднестровье, этом маленьком, непризнанном никем государстве, таких диких и ужасных последствий обрушения цивилизации вы не найдете.

Если вы хотите гордиться Украиной - едьте в Батуми. Я-то думал, мы убоги, я был не прав, я знаю теперь, что такое убогость. Критик крымских курортов, побывавший в столице Аджарии, испытает гордость за Ялту и Севастополь и другие приморские города.

Что такое Батуми? Это одни большие сплошные трущобы, среди которых (около моря) появился небольшой архитектурный оазис, где, действительно, более менее все приведено в порядок, вылизано и имеет достойный эстетический вид. Вот эту красоту и втюхивает Саакашвили миру. Мол, смотрите, леди и джентельмены, на наши преобразования, вот эти красоты и заменяют некритически мыслящему грузину реальное развитие, а для грузинского президента служат пропагандистской картинкой. Но себя не обманешь.

Повторяю, разруха на улицах Батуми присутствует в полном смысле этого слова. Ремонты зданий и дорог там не производились со времен Горбачева и Советского Союза. Автобусный вокзал, на который мы приехали, просто не имеет никакого нормального покрытия. Места, на которых стоят микроавтобусы, - это сплошная крошка, бывшая когда-то, несколько десятилетий тому назад бетонным покрытием. Его уже нет. Выбоины в «покрытии» залиты дождевой водой, все – остатки веток, бумаги, бетонная галька и прочее барахло в итоге превратились в одно сплошное месиво. Само же здание вокзала (как и весь город) можно бы было снимать в фильме Тарковского «Сталкер»: старые бетонные плиты, какой-то выцветший рекламный щит наверху.

Дороги примерно такие же: выбоины и выбоины. Есть улицы, которые затоплены водой. Мало того, ест улицы с вырытыми траншеями, которые давно стоят заполненные водой. Так обычно выглядят улицы после боев. Но какие бои были в Батуми??!

В Батуми, в ее непоказушной части, вы сразу обращаете внимание на необычный вид домов. У вас при взгляде на них сразу же появляется ощущение, что вы это давно уже видели.

Тут вас озаряет мысль, что это же знаменитые трущобы Рио-де-Жанейро. Главная особенность большинства батумских зданий заключается в том, что их стены обиты железом. «Просто у нас постоянно тут сильные ветра, и если не железо, то через какое-то время внутреннее покрытие стен начинает разрушаться», - поясняют нам батумцы. Однако некрашеное железо ржавеет, поэтому внешний вид дома имеют мало презентабельный. Вторая особенность батумской трущобной архитектуры – это то, что каждый житель дома стремится самостоятельно «облагородить» с помощью красок, железа, кирпича внешнюю часть стены рядом со своими окнами или балконом. В итоге здание получается каким-то необычно пестрым.

Теперь расскажу о показухе. Она начинается в районе порта. Рядом с ним вы можете увидеть большую красную велосипедную дорожку. Европа, скажете вы. Показуха, отвечу я. В течение часа мы увидели только одного велосипедиста, проехавшего по ней. Саакашвили хочет представить Грузию европейской страной. Как ему кажется, велосипедные дорожки – это признак Европы, это кул, но грузины, видимо, мало катаются на велосипедах. Может, они и любят или любили на них кататься, но в силу того, что до этой красной дорожки надо еще добраться по батумскому бездорожью и лужам, то велосипедистов в этом месте просто не наблюдается.

Батуми не советский – это старинный городок, прибрежная архитектура – это такие двухэтажные симпатичные домики 19 века плюс какие-то общественные здания побольше, построенные еще при Российской империи. Как заметил мне Андрей Манчук, старый Батуми по своей архитектуре напоминает южнорусские города. Вот именно этот дореволюционный район сейчас и реконструируют. В городе проживает всего где-то 120 тысяч жителей, старый отреставрированный город занимает примерно 10% территории, остальные 90% - это разруха и трущобы. Вздорность Саакашвили заключается именно в том, что он бросает деньги на потемкинские деревни вместо того, чтобы бросить их на обустройство и приведение в достойный вид остального трущобного Батуми.

Набережная уже реконструирована.

Это единственная в городе мечеть. Она возведена Абашидзе. В ней молятся аджарцы-мусульмане.

Это возводится памятник грузинскому языку.

Украинский ресторан. Грузины говорят, что дорогой.

Гостиница «Редиссон»

В этом доме жил Аслан Абашидзе, когда-то всесильный хозяин Аджарии, которого выгнал Саакашвили.

Это недостроенное здание принадлежит какому-то российскому грузину. По каким-то причинам он никак не может закончить строительство.

(Продолжение следует)

Источник: http://obozrevatel.com/abroad/gruziya-potemkinskaya-derevnya.htm

55
2065
35