"Деполитизированная демократия" или новое устройство мира

На модерации Отложенный
 
Збигнев Бжезинский, престарелый американский оракул, поделился недавно своим новым футурологическим планом
Выступил за создание некой геополитической общности, именуемой «Расширенным Западом», который «в конечном итоге должен включать в себя и Россию, и Турцию». Ведущая роль в проекте, естественно, отводится США, не перестающими, впрочем, оставаться «стабилизатором» и в Азии. «Расширенный Запад», согласно Бжезинскому, должен состоять из «демократий» и работать «совместно с динамичными экономиками Азии, ведомыми Китаем». Мы в этой фантазии - статисты. И без Путина с его попытками сохранить российский суверенитет.
«Демократия» в «Расширенном Западе», видимо, будет «деполитизированной». Именно такой термин - «деполитизированная демократия» - предлагает ввести еще один видный эксперт - главный редактор издания NPQ Натан Гарделс. Это когда не избираемые, а назначаемые, но, как предполагается, очень умные люди управляют странами, а потом и миром, вводя на подведомственных им территориях режимы жесткой экономии. Идеальный «гонец из будущего» - нынешний премьер-министр Италии Марио Монти. С 4 декабря итальянцам запрещено расплачиваться наличными, если это больше тысячи евро, а платежные системы и банки должны сообщать обо всех денежных переводах с пластиковых карт, если сумма превышает три тысячи евро, в налоговую инспекцию.
И не важно, что ни в одной европейской стране жесткая экономия не срабатывает. Цель - глобальное (или, точнее, полуглобальное) правительство - оправдывает средства.
«Итальянская электоральная демократия (это когда выборы проходят)... стала нефункциональной и совершенно не способной отвечать на тяжелые вызовы, стоящие перед страной», - оповещает Гарделс.
Прямая демократия (т. е. референдумы не устраивает тем паче: разве люди будут голосовать за урезание собственных зарплат, за более поздний уход на пенсию? Вот и остается «деполитизированная», при которой независимая от общества горстка правителей все рассудит.
Не столь циничный, как мудрец Натан, Фрэнсис Фукуяма, предсказывавший более 20 лет назад «конец истории», заметил (также недавно): «Один из действительно важнейших вопросов - не живем ли мы (на Западе) в разновидности олигархии, которую приписываем России или Казахстану?»
Живете, ребята. Но вот от нас почему-то требуете демократии, которая самих вас не устраивает. Неужто для того, чтобы мы побыстрее частью «Расширенного Запада» стали?
Без усмешки нельзя наблюдать за тем, как то, что ставится в вину России (предсказуемое избрание президентом Путина), восхваляется в случае с Китаем.
Сегодня в США приезжает с визитом заместитель председателя КНР Си Цзиньпин, который осенью этого года планово сменит на посту «национального лидера» Ху Цзиньтао. Визит следует рассматривать как часть усилий администрации Обамы «выказать честь будущему лидеру», сообщает агентство AFP. Еще некоронованный Си встретится с Бараком Обамой и выступит с речью в Вашингтоне.
Президент группы «Евразия» Иен Бреммер в интервью журналу «Форин полиси» восхищается тем, как «невероятно грамотно, уверенно» осуществляется процесс передачи власти в Китае от одного коммуниста к другому (без каких-либо выборов).
«Да, - говорит он, - там действительно проходит 180 тысяч демонстраций в год, но эти цифры растут в значительной степени из-за того, что в Китае осуществляется процесс индустриализации... С учетом огромных трансформаций, происходящих в стране, они (китайские власти) очень, очень хорошо справляются с ситуацией».
Но, едва заходит речь о России, все тот же персонаж вещает: предстоящие выборы там будут «немного фарсом».
Отчего так? По версии нового посла США в России Майкла Макфола, высказанной в телепередаче «Познер», «общность, которую мы ощущаем (с Россией), - это нечто серьезное и уникальное». В отличие от Китая, видимо. И что теперь? Задушить в объятиях хотите? А может, отстанете? Разберитесь сначала со своей «деполитизированной демократией», а потом уже и к нам, в чрезмерно политизированную лезьте.
Леон Арон, директор российских исследований в Институте американского предпринимательства, пишет в газете «Крисчен сайенс монитор», что после выборов в Госдуму у нас в стране началось «моральное пробуждение, сравнимое с американским движением за гражданские права (имеются в виду не нынешние «захватчики Уолл-стрит», а те, давние)».
Заблуждается. Уровень гражданского сознания большинства россиян, как сейчас, так и в веках минувших, был и остается куда выше, чем у американцев. Да, мы были оскорблены фальсификациями на декабрьских выборах, но большинство из нас знает цену разглагольствованиям о «победе демократии» в Ливии и понимает, что никакого ядерного оружия у Ирана нет и создавать его он не намерен.
Перед Новым годом Родрик Брейтвейт, бывший посол Великобритании в России, опубликовал в «Файнэншл таймс» честную статью. Пишет: «Мы читали русским лекции о коррумпированности их политики и об их нарушениях прав человека. Мы давали им дорогостоящие и зачастую неуместные советы по экономике. Мы настаивали на том, чтобы они претворяли западные цели внешней политики. Мы увеличили число стран - членов НАТО, хотя на словах обещали этого не делать. Мы разбомбили их союзника - Сербию. Мы вмешивались в дела по соседству с ними. Наши советы были дискредитированы, так как русские уверились в том, что мы не соблюдаем собственные принципы и не способны должным образом управлять даже своей столь восхваляемой либеральной экономикой».
Жаль, что подобных признаний мало.
В Южной Корее электрические вентиляторы продаются с таймерами, «спасающими жизнь». Они гарантируют, что через установленный период работы вентиляторы отключаются, защищая тем самым пользователей от синдрома «вентиляторной смерти». Корейцы убеждены, что если спать в закрытой комнате с работающим вентилятором, то можно умереть от удушья. Антропологи называют подобные опасения «культуроспецифичным синдромом» - недугом, который считается реальным в некоем отдельно взятом обществе, но не фиксируется в остальных.
Культуроспецифичный синдром России - самоуничижение, которое навязывается нам, как правило, нерусскими и нечестными людьми. Нам не перед кем оправдываться, не перед кем доказывать, что мы не хуже. Но до нас упорно пытаются снисходить. 
Отстаньте!

(Дмитрий Воскобойников, "Комсомольская правда")