Кто построит Третий Храм?

На модерации Отложенный

Депутат Кнессета Звулун Орлев разработал проект закона о строительстве Третьего Храма в Иерусалиме и предлагает парламенту Израиля рассмотреть это предложение. Мы потеряли самое святое место на земле 1942 года назад — в 70-м году н.э., и с тех пор настолько привыкли к бесхрамовому существованию, что сама по себе постановка вопроса о строительстве Храма вызывает у многих людей улыбку или жестикуляцию пальцем у виска. Насколько реален проект возведения нового Храма в Иерусалиме? 

Звулун Орлев проработал в рамках своего проекта многие вопросы, касающиеся как взаимоотношения с мусульманами на Храмовой горе, так и вопросы деятельности коэнов и левитов. По мнению депутата от партии «Еврейский дом», проект такого масштаба нужно осуществлять только при поддержке государства. 

Депутата также заботят вопросы непричинения страданий животным в ходе будущего возобновления жертвоприношений. Кстати, в зоологической теме Орлев является большим специалистом — он автор принятой поправки к закону о защите животных, которая запрещает отрезание любых тканей у живых существ. 



Парламентарий, представляющий религиозных сионистов, уже предвидит юридические проблемы со стороны БАГАЦа и сопротивление левой прессы. Комментируя порталу Nana свой проект, Орлев отметил: «Даже если (сейчас) возведение Третьего Храма кажется неактуальным, нельзя прятать этот вопрос под столом». 

Звулун Орлев имеет, по крайней мере, моральное право поднимать эту тему: в июне 1967 года он в составе бригады парашютистов освобождал Иерусалим и был ранен в бою. 

Через месяц, в начале сентября 2012 года, в партии «Еврейский дом» состоятся праймериз по выборам нового лидера. Звулун Орлев — один из кандидатов на пост председателя этой партии религиозных сионистов. Сам по себе напрашивается вопрос: внезапное предложение Орлева — это серьезно разработанный законопроект или громкий жест накануне внутрипартийных праймериз? 

Чудеса как подарок 
О постройке Храма в Иерусалиме еврейский народ грезит так давно, что успели смениться десятки поколений, а Храма все нет. Из области практического дела и конкретной задачи возведение Храма перешло в полусказочную сферу. Мы потеряли самое святое место на земле 1942 года назад — в 70-м году н.э., и с тех пор настолько привыкли к бесхрамовому существованию, что сама по себе постановка вопроса о строительстве Храма вызывает у многих людей улыбку или жестикуляцию пальцем у виска. 

Насколько реален проект возведения нового Храма в Иерусалиме? Вот что ответил на этот вопрос «Форуму» Главный раввин Украины Моше-Реувен Асман: «В ходе победоносной Шестидневной войны 1967 года Всевышний показал явные чудеса и дал евреям в руки самые святые места Иерусалима. Уже тогда мы могли бы и начать, и закончить постройку Храма. Но политическое руководство Израиля, и прежде всего Моше Даян, предпочли отказаться от подарка Творца и передать Храмовую гору под власть мусульманского религиозного совета». 

Рав Асман считает, что наше поколение сталкивается с теми же проблемами, что и библейские разведчики, чей грех привел к трагедии 9 Ава. А ошибка разведчиков возникла от недоверия к возможностям Всевышнего, от страха перед жителями той земли, которую Творец изначально даровал еврейскому народу. 

«Любавичский Ребе говорит, что наша задача сейчас — это объединение народа и любовь друг к другу. Храм был разрушен из-за беспричинной ненависти евреев. И сначала нам надо установить между евреями беспричинную братскую любовь — вот тогда Всевышний поможет нам, раскрыв свои чудеса для нашей поддержки», — уверен Главный раввин Украины. 

С тем же вопросом я обратился к молодому религиозному сионисту Ариэлю Златкину — руководителю проекта русскоязычных еврейских общин Израиля от центра «Маханаим».

Златкин, отслуживший в элитном боевом подразделении десантников ЦАХАЛа, координирует сейчас этот пилотный проект. В рамках проекта четыре общины в Ашдоде, Ариэле, Маале-Адумим и в Кармиэле объединяют более 1200 русскоязычных израильтян. 

Златкин носит вязаную кипу, как и Орлев, но при этом имеет свой взгляд на вопросы Храма. «Я считаю, что наш проект «русских» еврейских общин продвигает тему Храма гораздо больше, чем все попытки разработать законодательство о Храме. Мы все очень надеемся, что не будем поститься в следующем году 9 Ава. Но давайте поговорим о реальных делах. 

«Детей не учат поститься на примере 9 Ава — иначе получается, что мы не ждем прихода Мошиаха и восстановления Храма. Как верующий еврей я надеюсь, что он придет завтра или послезавтра. А делать ли по этому поводу закон… Если это подразумевает подготовку общества к воссозданию Храма — ну что ж, тогда это полезная идея», — считает Ариэль Златкин. 

Храм как место встречи 
А пока на Храмовой горе Иерусалима хозяйничают арабы. Подъем евреев на место бывшего Храма разрешается только маленьким группам или вообще запрещается — по настроению полиции. Поднявшимся запрещено даже шевелить губами — ведь евреям на Храмовой горе в центре сегодняшнего Израиля вообще не позволяется молиться. 

«Я вижу особое отношение русских евреев к Храмовой горе — более глубокий интерес к истории этого уникального места. И это говорит о нашей общине очень положительно. Люди поднимаются с нами на Храмовую гору не как туристы на обычную экскурсию. Для них это восхождение — глубоко личное и важное дело», — рассказала «Форуму» Маша Зболинская, содиректор ассоциация «Место встречи» — ведущей организации, которая устраивает подъемы на Храмовую гору для русскоязычных евреев. 

Движущей силой «Места встречи» были репатрианты из Москвы Ицхак и Талья Имас. Вечером 31 августа 2010 года машина супругов Имас была расстреляна боевиками ХАМАСа на дороге возле Кирьят-Арбы. За год до этого полиция и прокуратура отобрали у Ицхака личное оружие — ему припомнили участие в акциях протеста против депортации евреев из Гуш-Катифа при Шароне. Поэтому в ночь теракта израильтяне были лишены всякой возможности оказать сопротивление. Шестеро детей остались сиротами… 

Сегодня организация «Место встречи» продолжает поднимать группы энтузиастов на самое святое место Израиля. Участникам разъясняют, как соблюдать предписания еврейской традиции для подъема, советуют мужчинам окунаться в микву накануне восхождения, женщинам рассказывают, что в определенные дни они не могут подниматься. Уже сотни русскоязычных «восхожденцев» увидели своими глазами, где стоял Храм и его «Святая святых». 

«Будем рады, если в наших восхождениях примут участие русские евреи из США, Канады и любых других стран. Мы всячески приветствуем, если Храм будет построен. И своими походами мы, надеюсь, приближаем этот момент», — говорит Маша Зболинская. 

…Вспоминается диалог двухлетней давности. В марте 2010 года в центре Старого города Иерусалима празднично открывали древнюю синагогу «Хурва». Ее разрушили иорданцы в 1949-м, а возрождение шедевра архитектуры профинансировали украинские филантропы Вадим Рабинович, Геннадий Боголюбов и Игорь Коломойский. В разгар праздника я спросил у Игоря Коломойского: мол, вот «Хурву» вы уже восстановили, может, теперь пора спонсировать строительство Третьего Храма? 

Коломойский, один из богатейших и влиятельнейших людей Европы, усмехнулся. «Я-то готов, но в этом проекте будет спонсор повыше меня», — сказал он и посмотрел в усыпанное звездами темное небо Иерусалима.