СЕКРЕТНЫЕ архивные материалы Часть 2: Геноцид армян в Западной Армении Османской Турции в 1915-1923г

24 апреля - День памяти жертв геноцида армян в Западной Армении Османской Турции в 1915-1923гг.

 Секретные архивные материалы

Часть 2

ОБРАЩЕНИЕ
МИНИСТРА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ РОССИИ
С. САЗОНОВА К ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЕ

(19 июля 1915 г.)

Чуя надвигающуюся грозу, турки с особенным ожесточением обрушились на находящиеся еще во власти их христианские народы. Армяне подвергаются неслыханным гонениям, не сломившим, однако, их духа, и армянские дружины мужественно сражаются вместе с нами против своих угнетателей. Так, в Ване продержались они около месяца против напора турок до освобождения города нашими войсками. Такие же тяжкие преследования турками местного греческого населения, женщин и детей не могут не вызвать чувств сострадания и возмущения в эллинском народе и его правительстве.

 

ДОКЛАДНАЯ ЗАПИСКА И. О. ГЕРМАНСКОГО ПОСЛА В ОТТОМАНСКОЙ ИМПЕРИИ
X. ГОГЕНЛОЕ-ЛАНДЕНБУРГА РЕЙХСКАНЦЛЕРУ БЕТМАН-ГОЛЬВЕГУ

(12 августа 1915 г.)

Систематическая резня армянского народа, депортированного из мест проживания, приняла такие масштабы за последние несколько недель, что, кажется, делает настоятельным, чтобы мы вновь выступили с решительным представлением против такого курса действий, который правительство не только терпит, но явно поддерживает, особенно потому, что в различных местах подвергаются депортации также и христиане, принадлежащие к другим расам и конфессиям.

Поэтому после меморандума от 4 июля я вручил Блистательной Порте 11 июля меморандум, копию которого прилагаю. Талаат-бей, который принял его в отсутствии Великого Визиря, обещал насколько возможно решить эту проблему и заверил меня, когда я спросил, что власти не намерены депортировать армян из Константинополя.

В дополнение к вышеуказанному, следует напомнить, что среди турецкого населения внутренних районов многие считают, что Германское правительство согласно с уничтожением армян и является даже подстрекателем этих мер. Поэтому я поручил Императорским Консульствам в Анатолии решительно опровергать такие взгляды, которые означают обвинение в совершении преступления и которые даже открыто высказываются офицерами, священниками и другими представителями зажиточных слоев. Я бы хотел, чтобы Вы, Ваше Превосходительство, решили, не стоит ли указать в германской печати в подходящее время, что мы несомненно не одобряем насильственные меры, предпринимаемые Турецким правительством против армян, и поэтому не несем ответственность за растущие эксцессы, против которых мы можем только возражать и по поводу которых мы выражаем сожаление.

Наконец, кажется желательным, чтобы в поддержку предпринятых здесь шагов мы обратили внимание нового Оттоманского посла в Берлине на возможные последствия армянской политики его правительства и на нашу точку зрения по этому вопросу.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Меморандум

Пера, 9 августа 1915 г.

В своем меморандуме от 4 июля Германское Посольство имело честь сообщить Блистательной Порте, какой точки зрения Императорское германское правительство придерживается в вопросе о депортации армянского населения анатолийских провинций, и обратить ее внимание на тот факт, что эти меры сопровождаются в ряде мест актами насилия, такими как резня и мародерство, которые не могли быть оправданы политикой, которой следует Императорское Оттоманское правительство.

Германский Посол с сожалением констатирует, что согласно информации, полученной им из беспристрастных и несомненно надежных источников, инциденты такого характера не предотвращаются местными властями, а регулярно сопровождают высылку армян таким образом, что большинство из них погибает, прежде чем достичь их места назначения. Это относится, в частности, к провинциям Трапезунда, Диарбекира и Эрзерума, где стали известны такие события; в определенных местах, таких как Мардин, всех христиан, независимо от их национальности или вероисповедания, постигла одна и та же судьба.

В то же самое время Императорское Оттоманское правительство сочло необходимым распространить меры по высылке на другие провинции Малой Азии. Совсем недавно жители армянских деревень в районах Измида близ столицы были эвакуированы при таких же обстоятельствах.

Ввиду этих событий, Германское посольство по указанию своего Правительства считает себя обязанным вновь предостеречь против этих актов насилия и снять с себя любую ответственность за последствия, которые могут быть результатом этих актов. Посольство считает себя более обязанным, чем когда-либо, обратить внимание Оттоманского правительства на этот момент, поскольку общественное мнение проявляет склонность считать, что Германия в качестве друга и союзника Турции оправдывает эти акты насилия или даже провоцирует их.

СООБЩЕНИЕ В КАНАДСКОЙ ГАЗЕТЕ
 «ФРИ ПРЕСС» О РЕАКЦИИ ПРАВИТЕЛЬСТВА США НА ИСТРЕБЛЕНИЯ АРМЯН В ТУРЦИИ

(5 октября 1915)

Правительство США предупреждает Турцию прекратить резню. Послу поручено заявить Султану, что американский народ возмущен. Существующие дружеские отношения окажутся под угрозой. В Вашингтоне считают, что если не будет ожидаемой реакции, Посол будет отозван.

Возмущенный сообщениями о турецких зверствах против армян, Государственный департамент США сегодня
(4 октября) поручил Послу в Константинополе Моргентау сделать представление Турецкому правительству.

Послу поручено серьезно заявить Турецкому правительству, что сообщения о резне и других возмутительных действиях вызвали повсеместное возмущение в США. Он укажет также, что продолжение такого обращения с армянами поставит под угрозу сохранение дружеских отношений между народами США и Турции.

Государственный департамент ожидает, что Турецкое правительство сообщит о своих будущих намерениях в ответ на представление г-на Моргентау.

Здесь считают, что если заверения Турции не удовлетворят Государственный департамент и если не будет никакой перспективы решительного улучшения создавшегося положения, то Правительство США может пойти на разрыв дипломатических отношений на том основании, что действия Турции противоречат духу и канонам человечности.

Сейчас Турция представлена в США поверенным в делах.

Турецкий Посол Рустем-бей покинул США около года назад при обстоятельствах, которые свидетельствовали о том, что Правительство США попросило отозвать его, ввиду некоторых публичных заявлений, которые Государственный департамент счел недопустимыми.

Около шести месяцев назад во время волнений в Малой Азии, подавленные увиденным французские и американские миссионеры решили покинуть Турцию. Правительство США в то время предпочло использовать свои военные корабли в Средиземном море, чтобы помочь беженцам. Кроме того, частные учреждения организовали пожертвования денежных средств, чтобы помочь отъезду всех, кто желает покинуть Турцию.

Полагают, что к таким же мерам могут прибегнуть в случае с армянами и что США сделают все, что в их силах, за исключением войны с Турцией, чтобы помочь армянам перебраться в безопасное место.

ИЗ ПИСЬМА ПОСЛА США В ОТТОМАНСКОЙ ИМПЕРИИ Г. МОРГЕНТАУ ГОСУДАРСТВЕННОМУ СЕКРЕТАРЮ Р. ЛАНСИНГУ

(18 ноября 1915 г.)

К сожалению, великие христианские державы позволили преступникам остаться безнаказанными за предыдущие акции резни армян; и эти люди считают, что раз на эти преступления прежде смотрели сквозь пальцы, вероятно, то их вновь простят.  Я твердо убежден, что это самое большое преступление из тех, которые совершались на протяжении веков. [Эти и подобные восприятия прошлого] привели их к выводу, что сейчас, когда четыре из Великих Держав воюют с ними и безуспешно пытались вторгнуться в их страну и когда две другие Великие Державы являются их союзниками, у них есть огромная возможность претворить в жизнь давно вынашиваемый план уничтожения армянской нации и таким образом навсегда покончить с вопросом об армянской реформе, которая так часто бывала причиной вмешательства Европы в дела Турции.

ПИСЬМО ТЕОДОРА РУЗВЕЛЬТА СЕКРЕТАРЮ АМЕРИКАНСКОГО КОМИТЕТА ПОМОЩИ АРМЯНАМ И СИРИЙЦАМ С. ДАТТОНУ

(24 ноября 1915 г.)

Уважаемый г-н Даттон!

Даже для нервов, притуплённых и скованных массой ужасов прошедших полутора лет, сообщения о страшной судьбе, постигшей армян, должна вызвать новую волну сочувствия и возмущения. Позвольте мне решительно подчеркнуть, что сочувствие бессмысленно, если оно не сопровождается возмущением и что возмущение бессмысленно, если оно выражается только словами вместо того, чтобы проявить себя в делах.

Если бы американский народ устами своего правительства не уклонился от своего долга в связи с Мировой войной в течение последних 16 месяцев, сейчас мы были бы в состоянии предпринять эффективные действия в защиту армян: массовые митинги в защиту армян абсолютно ничего не значат, если они просто служат отдушиной для выражения сентиментальных, но неэффективных и безопасных для нас эмоций. На самом деле, они означают меньше, чем ничего. Пока мы на первое место не поставим честь и долг и не проявим готовность рискнуть чем-то, чтобы добиться справедливости как для себя, так и для других, мы ничего не достигнем; мы заслужим презрения сильных народов мира и будем достойны этого.

Американские профессиональные пацифисты, американские мужчины и женщины — сторонники мира любой ценой, которые участвуют на митингах, чтобы «осудить войну» или же пустыми словами выражать «протест» в защиту армян или других истерзанных и разоренных народов имеют точно такой же вес, какой имели бы такое же число китайских пацифистов, если бы на подобном митинге они занялись бы таким же фиглярством в Пекине.  Они ничего не добились в пользу мира и они кое-что добиваются во вред справедливости. Они наносят вред, вместо того, чтобы принести пользу; и они сильно дискредитируют нацию, к которой принадлежат.

Корни всех страшных зол последних полутора лет, включая это завершающее зло — массовую резню армян, — можно прямо проследить в первоначальном преступлении против Бельгии, подвергшейся вторжению и порабощению; ответственность за преступное деяние Германии должны разделить нейтральные державы во главе с Соединенными Штатами, за то, что не выразили свой протест, когда было изначально совершено это преступление.

ПИСЬМО ПРЕДСЕДАТЕЛЯ СОВЕТА МИНИСТРОВ И МИНИСТРА ИНОСТРАННЫХ ДЕЛ ФРАНЦИИ АРИСТИДА БРИАНА ПРЕДСЕДАТЕЛЮ АРМЯНСКОГО КОМИТЕТА В ПАРИЖЕ

(18 января 1916 г.)

Правительство Республики не забудет тяжкие испытания, которым было вновь подвергнуто армянское население. Оно будет помнить об этом, когда наступит время законных возмещений.

РЕЧЬ П.Н. МИЛЮКОВА В ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЕ РОССИИ

(март 1916 г.)

Цель турецкой политики против этого многострадального народа была ясна со времен Абдул Гамида. Эта цель — его полное физическое истребление. После многих попыток, предупрежденных и предотвращенных международной дипломатией, туркам казалось, что для них наступил, наконец, благоприятный момент. В апреле 1915 г. Энвер-паша заявляет германскому Послу Вангенгейму, что в Турции существует глубокое убеждение, что неудача турок на Кавказском фронте в большой мере должна быть приписана армянам, и что если бы последние не поддерживали так упорно русское дело на Кавказе, то путь турок к Тифлису был бы в значительной степени облегчен. Турки не могут простить этого армянам, и потому с такой яростью обрушиваются на них. В результате этого заявления Вангенгейм телеграфирует в апреле 1915 г. в Берлин определенный план, основанный на этих настроениях. Энвер-паша ему заявил, что государственные интересы турок требуют поголовного выселения армян из Армении, и просил, чтобы Германия этому не препятствовала, и Вангенгейм со своей стороны поддерживает это ходатайство перед Берлином. С германской точки зрения было, однако, невыгодно вовсе уничтожить этот трудолюбивый и полезный народ, так как пустыни Месопотамии, заселить которые хотят немцы, как раз нуждаются в таком элементе. Заселив Месопотамию и занявшись там земледелием, армянский народ даже выиграет, рассуждали немцы, ибо земли там богатейшие и они скоро могут достигнуть экономического расцвета. Выиграет от этого и государство, и Багдадская железная дорога.

Как видите, соединенная тактика, турецкая — выселение армян, а германская — переселение их на новую территорию своей будущей колонизации, осуществлялась с таким печальным успехом в Турции еще в прошлом году. Теперь, со взятием Эрзерума и других городов Армении, этой политике положен конец. Русские войска уже стоят теперь на той части территории, на которой армянское население было особенно густо. Какой же должен быть следующий шаг? Кажется, сомнения здесь не может быть — пострадавшее за верность России христианское население должно быть восстановлено на своих местах, и Россия, которая уже при турецком режиме обещала этому народу автономию, должна осуществить это обещание теперь, когда земли армянских вилайетов в значительной части в ее руках. Судьба Армении и армян нам дорога и близка не меньше, чем судьба других, пострадавших в борьбе народностей, которые нам дружественны и которые сражались вместе с нами (Голоса слева: «Браво!»)

Вспомним, господа, слова Думерга, сказанные по адресу армян: пусть жертвы мертвых будут зачтены живым. Не будем санкционировать плодов организованного грабежа и захвата земель, что было возможно только на почве старой Турции. Но тем менее не следует нам думать о превращении коренных армянских земель в какую-то территорию Ново-Евфратского казачества. Не будем продолжать работы турок, заменяя только мусульманских мухаджиров русскими поселенцами. Откажемся хоть тут, в торжественный момент восстановления нарушенного права и справедливости, от узких планов националистического эгоизма.

Продолжение следует

Архивные материалы любезно предоставлены нам редакцией газеты «Нахичевань-на-Дону» (сайт газеты - http://nnao.ru/gazeta.html  )

Источник: http://nnao.ru/gazeta.html

1
628
2