СТРАНА НЕПУГАНЫХ ИДИОТОВ

На модерации Отложенный

 

В последнее время вы стали жить лучше?

 

Покупательная способность среднего россиянина за 1991–2008 годы выросла на 45%. При этом, несмотря на резко увеличившееся неравенство в доходах, как минимум 80% наших сограждан имеют сегодня больший реальный доход, чем двадцать лет назад.

 

Существенно более доступными в смысле покупательной способности средних доходов стали сигареты, алкоголь, российские автомобили, ширпотреб и бытовая техника. Менее доступными — жилье, а также услуги, соответствующие активной жизни: кино, театр, музеи, кафе, выездной отдых, транспорт. Особо надо отметить резкое относительное подорожание жилищно-коммунальных услуг.

 

Примерно 20–25% населения имеет доход, в два раза и более превышающий средний доход в 1990 году, этот уровень является «пропуском» в средний класс. И только у 10% населения доход в три раза и более выше среднего советского. Именно такой доход позволяет приобретать жилье.

 

Преобладающая часть россиян («народное большинство») стала жить богаче — в смысле доступности материальных благ первой необходимости (кроме жилья), но не счастливее. Стандарт уровня жизни вследствие перехода к рынку и открытия страны внешнему миру существенно вырос и продолжает быть недоступным для доминирующего числа граждан. Потребительский идеал по-прежнему ускользает от большинства. Он доступен лишь меньшинству. И формируется меньшинством.

 

Не решена в национальном масштабе жилищная проблема. Пятая часть населения выиграла от перехода жилищной сферы к рынку, примерно столько же людей, лишенных рыночных возможностей улучшения жилищных условий, проиграли от ухода государства из этой сферы. Ну а 60% населения сейчас, как и при социализме, по-прежнему не имеет ни рыночных, ни любых других возможностей улучшения жилищных условий.

 

Рост платности в образовании и медицине вышел за грани разумного. Свыше половины российских студентов учатся сегодня на договорной основе, но к середине 2000-х премия за высшее образование, с учетом затрат на обучение, перестала увеличиваться.

 

Экспансия платной медицины имела противоречивые результаты. Правда то, что состоятельные граждане получили доступ к передовым технологиям лечения самых сложных заболеваний. Целый ряд показателей результативности системы здравоохранения за прошедшие двадцать лет повысился. Скажем, серьезно выросла пятилетняя выживаемость после онкологических заболеваний. Но правда и то, что неконтролируемая экспансия рынка в сферу медицины зашла в тупик. Сегодня акт покупки медицинских услуг не гарантирует, что вы получите именно то лечение, которое вам требуется, и совсем не гарантирует его качество.

 

Что дальше? Каким образом можно кардинально повысить уровень жизни, причем не верхушки, а значимого большинства наших сограждан? В «тучную восьмилетку» 2000–2007 годов средний реальный доход россиян вырос в два с половиной раза. Размер среднего класса увеличился с 5–10 до 20–25% от общей численности населения.

 

Кризис привел к «перезагрузке» модели потребления городского среднего класса. Потребительский бум остался в прошлом. Реальные доходы средних слоев растут медленно, резко выросла норма сбережений, заемная активность сменилась желанием расчистить долги и не допускать перекредитования впредь. Без существенного ускорения экономического роста и вовлечения в этот рост значительной части населения кардинально улучшить уровень жизни граждан невозможно.

 

 

________________________________________________

 

P.S. И конечно, не стоит сводить уровень жизни только к материальным благам. Нобелевский лауреат Амартия Сен предлагал оценивать уровень жизни с точки зрения «наличия возможностей достижения ценных элементов бытия». В этой расширительной трактовке речь идет не только и, возможно, не столько о количестве и разнообразии потребляемых материальных благ, но и об обладании нематериальными ценностями — свободным временем, «пиршеством» общения, чувством общности с людьми, причем не только кровно близкими, но и формирующими ареал повседневной жизни. Стиль потребления и образ жизни россиян требует прежде всего усиленной социализации.