Русские жёны. Часть 1

На модерации Отложенный

Русских женщин иностранцы определяют в толпе безошибочно. Поживи ты в Европе, Америке или Азии хоть пять лет, а все равно будешь «выделяться». Даже без макияжа и вычурной одежды.

Михаил Задорнов в одном своем монологе шутил: «Идёт европеец по пляжу мимо славянской женщины – бац! – втягивает живот, мимо европейской – живот отпускает. К русским женщинам пристают на пляжах все мужики мира! Почему? Да из наших же гормон сочится! Смотришь на нашу – гормон! На европейку – инквизиция!»

«Даже без каблуков русская женщина пройдет мимо тебя так, что шея сама повернется ей вслед», – восхищаются итальянцы и испанцы. Жителей стран более северных изумляет в славянках обаяние, энергичность, жизнелюбие и активность. Сильный пол Японии, Кореи и Китая называет русских женщин дружелюбными, красивыми, образованными, но уж очень «рослыми», а вот американские мужчины говорят, что русские девушки – «супер-спайси» («горячие»).

В Европе существует негласная поговорка: «После русских к иностранкам не возвращаются».

А в США есть пословица: "Рай - это американская зарплата, русская жена, английский дом и китайская пища. Китайский дом, английская пища, американская жена и русская зарплата - это ад". Русские женщины в мире по популярности могут сравниться разве что только с русской водкой. 

Говорят, что именно в славянках соединились обворожительность француженки с темпераментом итальянки; аккуратность немки с раскованностью американки; скромность англичанки со щедростью испанки. К этому следует добавить супружескую верность и привязанность к семье, любовь к детям и почитание мужа. Итальянцы, например, говорят: "Донна руса - добле донна" - "русская женщина - вдвойне женщина". Русских женщин почитали за честь взять в жены знаменитые зарубежные писатели, поэты, художники, композиторы, политические деятели, шахматисты, даже диктаторы.
Началось все, пожалуй с дочери Ярослава Мудрого - Анны.
В небольшом французском городке Санлис, что в полусотне километров к северу от Парижа, есть церковь святого Винсента. На ее портале- скульптура изящной женщины в полный рост. Под скульптурой подпись: "Анна русская, королева французская, основательница собора.1060 год". Это- запечатленный на века образ Анны Ярославны.


Для своего времени дочь Ярослава Мудрого, великого князя киевского, была женщиной весьма образованной. Она говорила и писала на нескольких языках, в том числе греческом, латинском и церковнославянском. Да и Русь в те времена была известна как процветающий край высокой культуры.
Анна стала женой французского короля Генриха и мудрой правительницей, оставившей о себе добрую память.
История её сестры Елизаветы не так известна, но даже более интересна. Это из-за нее, из-за ее золотых кос, нежного лица и тонкого стана, за которые она была прозвана Шелковинкой, доблестный викинг – красавец и богатырь Гаральд из Гардарики отправился за тридевять земель, в Византию : добывать богатство и славу, чтобы иметь честь назвать княжну своей женой. Разлука продлилась не один год, но несмотря на то, что на статного викинга обратила благосклонное внимание сама императрица Зоя, он не забыл свою русскую зазнобу. И даже посвятил ей поэму, вернее Сагу « Сказание о Гаральде», где поведал о своих странствиях и своей любви.
Изображение Ярослава Мудрого и его дочерей на фреске Софийского собора

Вернувшись, женился на Елизавете и увез её в Скандинавию, где вернул себе законный трон. Гаральд Гардрад и Елизавета, которую стали называть королевой Эммой, прожили в любви и согласии более 20 лет. Подробнее эту интереснейшую историю можно прочитать в моем посте «Легенда о викинге и Златовласке» ( рубрика «Истории настоящей любви»)
Ещё одна дочь Ярослава - Анастасия стала королевой Венгерской.

Продолжили традицию и Романовы. Старшая дочь императора Петра 1 и Екатерины I Анна стала герцогиней Голштинской, а старшая дочь царя Иоанна V – Екатерина - герцогиней Мекленбургской.


Дочери Павла Александра, Елена, Екатерина, Мария и Анна также были выданы замуж в «заграницу». Наиболее романтична и трагична судьба великой княжны Александры Павловны, , старшей дочери императора Павла I. Она стала эрцгерцогиней Австрийской и палатиной Венгерской. Это как ни странно для династических браков, был брак и по любви.



Но в замужестве великая княжна Александра Павловна прожила всего пятнадцать месяцев и умерла после тяжелых родов. 16 марта эрцгерцог Иосиф Антон Габсбург написал императору Павлу I: «Я имел непоправимое несчастье потерять жену мою… Ее уже нет, и с нею исчезло все мое счастье…» Иосиф еще не знал, что русский император не сможет прочесть это письмо: 11 марта 1801 года он был убит заговорщиками в Михайловском замке. Сбылось предчувствие несчастного отца, что с дочерью он больше не свидится.
В 1802 году правитель Венгрии эрцгерцог Иосиф в память о горячо любимой супруге построил в Иреме православный храм. По воле овдовевшего эрцгерцога Офенский дворец, где скончалась его супруга, был превращен в музей. Покинув его навсегда, Иосиф оставил все так, как было при жизни его любимой Александры.

Спустя много веков их примеру последовала и русская княжна Ольга Константиновна, ставшая государыней Греции. Ольга была дочерью великого князя Константина Николаевича, второго сына Николая I, то есть внучкой и племянницей императоров России. А мать её - красавица Александра Иосифовна, о которой я ранее писала в рубрике "Красавицы столетий".
Примечательно, что венчание короля Греции Георга I с великой княжной состоялось в Санкт-Петербурге 15 (27)октября 1867 года. Причем жених присутствовал на описанных выше торжествах в русском генеральском мундире.
Спустя несколько недель после свадьбы 16-летняя королева приехала в солнечную Грецию, с которой и связала всю последующую жизнь. Брак, укрепивший дипломатические отношения Греции и России и сблизивший два царствующих дома, — одна из удач российской дипломатии.
По воспоминаниям современников, она покорила своих подданных доброжелательностью, легким нравом, обходительностью, тактом. Не случайно сравнительно скоро греки стали называть её "королевой всех эллинов".


Ольга Константиновна стремилась поддерживать связи с Россией, помочь русским, которых судьба забрасывала в Грецию. С ее именем связывают создание в Пирее русского госпиталя, где лечились моряки с российских кораблей, заходивших в этот порт. В Пирее она купила место для русского кладбища и Пока была жива, заботилась об этих могилах.
Королева интересовалась новинками литературы и даже сама пробовала писать стихи, рассказы и небольшие повести. Сохранилась составленная и изданная ею уникальная хрестоматия "Изо дня в день. Извлечения из сочинений Лермонтова на каждый день". Она представляет собой внушительный фолиант из 365 страниц – по числу дней в году. В хрестоматии собраны отрывки из стихотворных и прозаических произведений поэта. На каждой странице – две-четыре строчки, взятые в цветную рамку.

Она также открыла медицинские курсы для женщин и сама посещала их. С начала Первой мировой войны приехала в Россию, работала в госпиталях, помогая раненым. От своего отца Ольга унаследовала любовь к русскому флоту, которую сохранила на всю жизнь.

2011 год был объявлен Грецией годом королевы Ольги. Она была образцом монаршей особы – доброй, милосердной и мудрой. Она любила свою родину - Россию, и сумела полюбить родину новую.
“Все это пройдет, как проходили и другие такие же испытания, и Россия выйдет из них возрожденной и закаленной. И кто знает, может быть, Господь помилует нашу родную землю из-за нескольких праведников, которых мы не знаем, а Он знает…”
(Из записок Ольги Константиновны 12 августа 1917 года)

Продолжение следует...

©