Войти в аккаунт
Хотите наслаждаться полной версией, а также получить неограниченный доступ ко всем материалам?

Бригантина

Сообщество 1156 участников
Заявка на добавление в друзья

Практически ни о чём.

Последнее время в связи с предстоящими в марте выборами и напрашивающимися аналогиями с юбилейными датами 1612 и 1812 г.г. на ГП появляются упоминания о т.н. Лжедмитрии I, причём с негативным оттенком. Что говорит лишь о типичном для российского общества невежестве. Этот человек был наилучшим правителем за всю историю нашей страны. Лжедмитрий I – сиречь согласно Годунову беглый монах Чудова монастыря Гришка Отрепьев, а на самом деле, судя по всему, вполне возможно, что и настоящий царевич Дмитрий, спасшийся младший сын Ивана IV ( хотя с этой фигурой тоже надо ещё разбираться, поскольку Романовы оболгали всю историю нашего отечества) был царём Руси менее года, но перечень его поступков и дел говорит сам за себя.


Обратимся ко всякого рода источникам и исследованиям, не ангажированных официозом, и посмотрим на вытекающие из них  факты реальной истории.


С небольшим отрядом двадцатилетний Дмитрий выступил против в десятки раз превосходящего его силы воинства  Бориса Годунова, причём в ту пору, когда годуновцы особенно лютовали -  пытаясь запугать народ рубили головы  направо и налево,  вешали и расстреливали, жгли  избы, гумна и овины, насиловали женщин. Ничего подобного и отдалённо не было в стане у Дмитрия и простой люд стал переходить на его сторону, справедливо полагая, что таким и должен быть настоящий русский царь. Даже посланный против Дмитрия годуновский воевода Пётр Басманов стал его союзником и сподвижником. В общем получилось как у Кастро с Батистой. Годунов, терпя поражение за поражением, от переживаний слёг и скончался (хотя по версии некоторых историков был удавлен) и народ с триумфом встретил Дмитрия.

Его царствование   началось   с   милостей.   Всех,   кто  был репрессирован  при Годунове,  вернули  из  ссылки,  воротили  конфискованное имущество, произвели в новые чины. Прямо-таки особое внимание (на свою беду) Дмитрий оказал роду Романовых, едва ли не сильнее остальных пострадавшему от  Годунова.  И  очень  быстро  вернул  из  ссылки престарелого  Симеона Бекбулатовича  (кто не знает, это татарский мурза, год пробывший русским царём по воле Ивана Грозного, а затем репрессированный Годуновым – Дмитрий  явно его  не опасался вовсе, определенно полагая, что сам  имеет на трон гораздо  большие права...)

Реформы  Дмитрия были масштабными и дельными.  Даже его ярый  и  непримиримый враг голландский купец  Исаак  Масса в  своих  мемуарах вынужден  был признать, что новые законы "безупречны и хороши".

Прежде всего  новый царь объявил свободу торговли, промыслов и ремесел, отменив все прошлые ограничения. А вслед за тем уничтожил "всякие стеснения" тем, кто хотел выехать из России, въехать в нее  или свободно  передвигаться по  стране.  Сохранились  свидетельства  незаинтересованных  лиц,  англичан, писавших,  что  "это  был  первый  государь  в  Европе,  который сделал свое государство  до   такой  степени  свободным".  И  сохранились  слова  самого Дмитрия,  предельно  актуальные  по  сию  пору:  от  свободной  торговли, дозволенной всем и каждому, государство богатеет...

Многим вернули  имения, отобранные  ещё  Иваном  Грозным. Иным  князьям разрешили  жениться,  что  было  запрещено  в  свое  время  Годуновым -  из опасения, что слишком много  станет тех, в ком течёт кровь рюриковичей. Всем служилым людям вдвое увеличили жалованье, ужесточили наказания  для судей за взятки  и сделали судопроизводство  бесплатным. На Русь  стали во множестве приглашать иностранцев, знающих ремесла,  которые могут оказаться  полезными для Московского государства.

Кое  в  чём Дмитрий пошел даже  дальше, чем его предшественники: при прежних царях  высшее православное духовенство приглашалось в  Боярскую думу лишь  в исключительных  случаях,  но  Дмитрий отвёл патриарху и архиереям постоянные места в тогдашнем "сенате".

По   воспоминаниям  современников,  двадцатичетырехлетний  царь  охотно председательствовал в думе,  где  не без остроумия  быстро  решал запутанные дела, а заодно не прочь был упрекнуть бояр в невежестве и предлагал съездить в Европу, чтобы подучиться там чему-нибудь полезному.

Очень важными были  новые законы  о  холопстве. При Годунове  человек, запродавший  себя  в  холопы,  "по  наследству"  вместе с прочим  имуществом переходил  к  наследникам  своего хозяина,  мало  того,  всё  его  потомство автоматически становилось  холопами. Согласно указу Дмитрия, эту практику отменили -  со смертью господина холоп  получал  свободу,  а запродаться  в "кабалу" мог  только  сам, его дети оставались  свободными.

Кроме того, было постановлено, что помещики, не кормившие своих крестьян  во время голода, не смеют  более удерживать  их на своих землях; а помещик, не сумевший изловить своего беглого крепостного в течение пяти лет, теряет на него все права.

Из воспоминаний практически всех,  как  дружелюбно настроенных к новому царю, так и заядлых недругов, встаёт человек, крайне  напоминавший  молодого Петра Первого -  умный, живой, веселый и любознательный, охотно перенимавший европейские  новшества,  доступный и простой  в обращении,  сплошь  и  рядом ломавший замшелые традиции. Что  примечательно,  в отличие от истеричного  и кровожадного Петра, Дмитрий  был совершенно не жесток, временами заходя в доброте чересчур далеко, к своей же невыгоде.
Ярче всего это иллюстрирует случай  с Шуйским. Вскоре же после венчания Дмитрия на  царство Василий Иванович  Шуйский,  развернул бурную деятельность: стал по ночам собирать доверенных  лиц, главным образом из  влиятельного московского  купечества, убеждал  их (с  честными  глазами понятное дело), что новый царь -  самозванец, намерен продать  Русь полякам, уничтожить православную веру, а посему его следует побыстрее свергнуть.
Люди Шуйского попытались забросить эти идеи в массы -  однако массы не проявили  никакого  интереса,  наоборот,  поспешили  донести  куда  следует.
Братьев  Шуйских со товарищи быстро арестовали,  однако Дмитрий отказался судить, их сам и передал дело "собору" из духовенства, бояр и представителей прочих сословий (Петр Первый наверняка тут же приказал бы отсечь всем головы на заднем дворе, не особо и разбираясь). Собор приговорил Василия Шуйского к смертной казни, а его братьев Дмитрия и Ивана к ссылке.
Дмитрий  помиловал   всех,  вернул  Шуйских  ко  двору  -  что  его впоследствии  и погубило... Чрезвычайно похоже на то, что молодой царь  стал первым, кто на своём примере подтвердил печальную  истину: самодержец,  даже если он умён, добр и преисполнен наилучших намерений для  страны, удержаться на русском престоле может только в  том случае,  если сечёт головы направо и налево. Гуманисты не выживают, более того, после смерти оказываются вымазаны грязью и  клеветой по самую маковку -  это грустное правило впоследствии без осечки сработало в случаях Петра III и Павла I...

Именно  Дмитрий первым стал  строить планы  покорения Крыма, к  тому времени  превратившегося в источник постоянных бедствий для Руси. Началось ускоренное производство оружия, устраивались маневры - но  со смертью  молодого  царя  эти  замыслы  пришлось отложить  на  добрых восемьдесят лет... как  и дипломатическое  сближение  с западноевропейскими странами, о чем всерьёз думал Дмитрий.

Что  касается "продажи Руси полякам"  и "уничтожения православной веры" - ни малейших следов подобных предприятий  не смогли отыскать и самые  ярые враги Дмитрия  вроде Массы.  Наоборот, всё  свидетельствует  за  то,  что он собирался царствовать всерьез и надолго, не  уступая и пяди земли былым "покровителям".

Очень   быстро  в   Москву  приехал  польский  посол Гонсевский, официально  -  чтобы поздравить царя с восшествием на престол, а неофициально -  напомнить о данных Сигизмунду обязательствах. Бедняга посол получил, как  выражались в старину, полный афронт.  От  каких бы то ни  было территориальных  уступок  (которые  некогда обещал) Дмитрий отказался, с простодушным видом разводя руками и уверяя, будто "недостаточно крепко сидит еще на царстве, чтобы принимать такие решения". Войну  со Швецией, как ранее обещал королю,  тоже не развязал  -  объясняя это теми же причинами.  Более того, сам перешел в наступление, высказав сильнейшее неудовольствие тем, что король  именует  его  "великим  князем"  - и  потребовал,  чтобы  впредь  в официальных посланиях его  именовали  не  иначе как  императором. По строгим
дипломатическим  правилам того  времени  это  означало, что московский  царь требует от короля Сигизмунда признать Речь Посполитую стоящей  на  ступеньку ниже Руси...
Легко представить, каким  сюрпризом все это  стало  для посла, искренне полагавшего, что встретит в Москве покорного вассала, только и  озабоченного подчинением  Руси Сигизмунду.  Самое  время  вспомнить  непечатную русскую присказку насчет  нехитрого сельскохозяйственного орудия и кое-каких деталей мужского  экстерьера... Посол, столкнувшись с полным провалом своей  миссии, от бессилия  применил  вовсе  уж детскую ухватку:  стал уверять Дмитрия, будто  имеет  достовернейшую  информацию  о  том,  что  Борис  Годунов  жив, странствует где-то и собирается вернуть себе русский престол.
Похоже,   в  голове  у  пана  Гонсевского  уже   царила  совершеннейшая сумятица... Его "ошеломляющие новости" никого не ошеломили и не испугали, уж в Москве-то прекрасно знали, что Годунов  мертвёхонек  и посол несолоно хлебавши убрался в Краков.

Примерно  так  же обстояло дело  и с паном  Мнишком, возмечтавшим стать русским магнатом. Дмитрий щедро отсыпал ему денег (всё поведение молодого царя убеждает, что он  был искренне влюблен в Марину), но вместо обещанных в полное  владение Новгорода и  Пскова  показал,  вульгарно выражаясь, кукиш с маслом,  не  пожаловав будущему  тестю  и  паршивой   деревушки.  Нет   уж, раздаривать свое царство Дмитрий отнюдь не собирался...

Вслед  за  тем настала  очередь папы римского  разочароваться  в  своем протеже. Когда он собрался было направить в Москву своего посла, официально, с верительными грамотами, первым, кто воспротивился этой идее, был... король Сигизмунд. Уж  он-то прекрасно знал,  насколько в  России  не расположены  к Ватикану, и  сумел  папу отговорить. Вместо посла  в Москву  выехал  молодой итальянский   дворянин  Алессандро  Рангони,  племянник  одного  из  папских нунциев.
Дмитрий устроил ему пышную встречу с пушечной пальбой и  колокольным звоном, угостил на славу в Кремле - и побыстрее выпроводил назад, объяснив, что москвичи к таким визитерам не привыкли и могут подумать чёрт-те что.

Далее  начинается  откровенная комедия  -  папа  ещё  питает  какие-то надежды, Дмитрий с видом  крайнего простодушия разводит  руками, сетуя на устоявшийся порядок вещей, который он в одиночку переломить не в состоянии.

В  сентябре  папа пишет  Дмитрию пространное  письмо,  убеждая,  что римская вера - единственно правильная.
В своем ответе Дмитрий ни единым словом не касается вопросов веры, а решает насущные  проблемы - просит папу повлиять на германского императора, чтобы  тот  выступил  на турок  совместно с  русскими, а кроме  того,  вновь заявляет о твёрдом намерении величаться императором. И наконец просит у папы инженеров, специалистов в военном деле, пушечных дел мастеров.

Позже  в Москву  возвращается  иезуит Лавицкий, служивший "дипкурьером" меж Москвой и Ватиканом, но  в  ответ на новые напоминания о былых обещаниях Дмитрий  опять-таки  пропускает это мимо ушей и просит, чтобы Лавицкий...разместил где-нибудь в Европе заказ на печатание православной  литературы на славянском языке. Более того,  в Кремле Лавицкий встречает среди  ближайшего окружения царя вышеупомянутых лютеран, братьев Бучинских, которые по прямому указанию Дмитрия готовят посольство в протестантскую Англию, чтобы нанять там военных и технических "спецов". И узнает вдобавок, что Дмитрий только что послал  православным иерархам во Львов (находящийся  под  властью короля Сигизмунда)  соболей на  триста рублей  и  грамоту,  в  которой хвалит их за отстаивание  интересов  православия.  А ещё  потребовал,  чтобы его  невеста Марина приняла православие.

Одним словом, настает  момент, когда и король Сигизмунд, и папа римский больше не в состоянии обманывать  самих себя. Обоим совершенно ясно,  что ни единого обещания молодой царь выполнять не собирается. Единственное, чего от него  удалось дождаться, - это устройство для находящихся в  царской  свите католиков домового костёла (Дмитрий резонно заявил боярам: если  они сами в свое время разрешили живущим в Москве лютеранам устроить церковь и открыть школу, чем хуже поляки и литовцы, которым негде молиться?). Но, чрезвычайно похоже, на  этом всё и  кончится. Марина Мнишек,  прибыв в Москву, вынуждена принять причастие по православному обряду -  а по меркам того  времени, это был крайне важный и многозначительный шаг...

И  вот тут-то начинаются не просто интриги, а сложнейшие, головоломные политические игры.  Князья  Шуйские и  Голицыны  через верных людей начинают переписку с королем Сигизмундом, сетуя, что тот навязал им в цари совершенно неподходящую  и недостойную  личность,  а посему они,  князья,  намерены  в ближайшее время свергнуть самозванца и на его место  хотят посадить...  сына Сигизмунда, Владислава!

По    всем   юридическим   нормам   того   времени   князья   совершают государственную  измену.  Что  бы  ни  было  в  прошлом,  на  данный  момент Дмитрий  -  законный, легитимный государь,  венчанный на  царство главой православной церкви, приглашенный на трон земским собором из  представителей всех сословий. Шуйские и Голицыны - государственные преступники...

Однако короля  Сигизмунда такие тонкости не заботят, потому что под ним шатается трон. В  Речи Посполитой  возникла  сильная оппозиция,  недовольная Сигизмундом из-  за  его   женитьбы  на   австрийской  принцессе,  эрцгерцогине Констанции Габсбург, в чем  многие справедливо усматривают  будущее усиление "немецкой партии" в стране. Посланцы оппозиции уже побывали тайно в Кремле и предложили Дмитрию...  корону  Речи  Посполитой! Он дал согласие.

Разведка Сигизмунда пронюхала  об этих  переговорах,  о планах  создания единого   московско-польско-литовского   государства  с  царем   Дмитрием  на престоле и король предпринял меры...

Тайна порой  -  это просто-напросто хорошо забытая истина.  А  истина  такова:  Дмитрий  был  не  "убит  возмущенным  народом, протестующим  против   польского   засилья",  а  ликвидирован   мятежниками, действовавшими   с  ведома  и  согласия  короля  Сигизмунда,  для   которого Дмитрий  внезапно стал опаснейшим  соперником.  Шуйский  преследовал свои цели, Сигизмунд -  свои. Но оба, действовали рука об руку...В результате и вышло то, что вышло: вместо этого просвещённого и достойного человека Русь получила иго самодержавия дома Романовых.

Конечно, всё это дела давно минувших дней и как бы не очень актуально, но во-первых Дмитрий заслуживает доброй памяти, а не глупого поношения невежественной толпы, а во-вторых: само такое поверхностное отношение нашего общества к прошлому своей страны имеет прямую связь с настоящим и будущим. Поясню на очевидных примерах. Наше общество восторгается выдуманными подвигами мифического Александра Невского, а про реальный подвиг Дмитрия, ведь фактически, если исходить из баланса сил, его выступление против Годунова это была битва Давида с Голиафом, ни сном ни духом не ведает. Точно также оно мало что знает и потому практически не говорит о настоящих, а не фальшивых героях князе Михаиле Федоровиче Воротынском, генерале от инфантерии Петре Степановиче Котляревском и многих  других. Нет орденов, связанных с их именами, они не числятся в святых РПЦ, их не выбирают в конкурсах "Имя России"…Но и это не главное. Спроси сегодня наше общество: какое самое грандиозное танковое сражение Второй мировой войны вы знаете? - и 99,9% назовут Курскую дугу 1943 года. А на самом деле оно было в 1941 году на Витебщине под Сенно, где участвовало вдвое больше танков чем под Прохоровкой. Командовал той битвой Жуков, она была проиграна при превосходстве в силах и потому известна только тем, кто хочет знать правду об истории нашей страны. И в результате наше общество постыднейшим образом не знает ни одного имени этих героических парней, что сгорели заживо, но сумели задержать бронетанковую лавину Панцерваффе на целую неделю, именно ту, которой Гитлеру не хватило, чтобы взять Москву. Зато кругом слышны вопли «патриотов» как они любят Родину, ценят историю страны и гордятся величием подвигов предков!

Вот такие примерно дела, дорогие россияне.

{{ rating.votes_against }} {{ rating.rating }} {{ rating.votes_for }}

Комментировать

осталось 1800 символов
Свернуть комментарии

Все комментарии (8)

moguaku nl

комментирует материал 18.01.2012 #

Замечательно интересно.
Но есть такая поговорка: где два юриста, там три мнения... аналогично, и исторические оценки.
Однако все без исключения отмечают энергичность, симпатии граждан, хорошую векторную направленность Григория Отрепьева (а мож, и не его вовсе, - не суть).
Так почему ж столь замечательному, с точки зрения автора статьи, правителю Рыссиянскому, так мало удалось удержаться на троне?
У меня один ответ: Марина была не столь хороша, как последующие Ангальт-Цербсткие.
Другие объяснения - все неполноценные.


no avatar
Кум Пампа

комментирует материал 18.01.2012 #

Не помню кто писал, но читал, что Отрепьев и ЛжеДмитрий-разные лица.
О, А.Буровский писал.

no avatar
Обломо - Носов

комментирует материал 18.01.2012 #

Комментарий удален модератором Newsland

no avatar
Игорь Коровяковский

комментирует материал 19.01.2012 #

Получается, очень-очень хреново мы знаем родную историю. А ведь над этим (историей) трудятся, да и деньги получают, немало ученых мужей. Вследствие своей деятельности (исторических изысканий) они должны были сталкиваться с таковыми историческими фактами, но увы, молчок, лишь кое-где промелькнет какое-то скудное упоминание. Значит, наяву - замалчивание. Но, как говорил Винни-Пух, "само дерево жужжать не может", значит ТАКАЯ русская историческая правда удобна кому-то. И для чего-то. И, наверное, ЭТО - самые главные вопросы современной истории русского народа.
Отдельное спасибо Барону за его просветительскую деятельность! Многие Ваши статьи весьма интересны и поучительны. Может в них есть и спорные моменты, но ведь истина так и выясняется - в исследовании, а не почитании догматов. И Вы абсолютно правы - понимание и восприятие исторических процессов влияет на подсознание современного человека, формирует тот, либо иной собирательный образ, влияющий на формирование личности, мировоззрения и, соответственно, поступков.
И то, что мы имеем сейчас - то же результат фомирования личности, но формирования извращенными образами, оболганной историей.

no avatar
Ирина Варкан

отвечает Игорь Коровяковский на комментарий 19.01.2012 #

Мне кажется,что история везде пишется,как выгодно данному правителю.А история должна отображать только правду,чтобы учить людей не повторять ошибки.А каждый последующий правитель делает свою выдуманную историю,не связывая ее с предыдущей. Поэтому и такая неразбериха.И правды не найти.

no avatar
Игорь Коровяковский

отвечает Ирина Варкан на комментарий 19.01.2012 #

Но ведь находят

no avatar
×
Заявите о себе всем пользователям Макспарка!

Заказав эту услугу, Вас смогут все увидеть в блоке "Макспаркеры рекомендуют" - тем самым Вы быстро найдете новых друзей, единомышленников, читателей, партнеров.

Оплата данного размещения производится при помощи Ставок. Каждая купленная ставка позволяет на 1 час разместить рекламу в специальном блоке в правой колонке. В блок попадают три объявления с наибольшим количеством неизрасходованных ставок. По истечении периода в 1 час показа объявления, у него списывается 1 ставка.

Сейчас для мгновенного попадания в этот блок нужно купить 1 ставку.

Цена 10.00 MP
Цена 40.00 MP
Цена 70.00 MP
Цена 120.00 MP
Оплата

К оплате 10.00 MP. У вас на счете 0 MP. Пополнить счет

Войти как пользователь
email
{{ err }}
Password
{{ err }}
captcha
{{ err }}
Обычная pегистрация

Зарегистрированы в Newsland или Maxpark? Войти

email
{{ errors.email_error }}
password
{{ errors.password_error }}
password
{{ errors.confirm_password_error }}
{{ errors.first_name_error }}
{{ errors.last_name_error }}
{{ errors.sex_error }}
{{ errors.birth_date_error }}
{{ errors.agree_to_terms_error }}
Восстановление пароля
email
{{ errors.email }}
Восстановление пароля
Выбор аккаунта

Указанные регистрационные данные повторяются на сайтах Newsland.com и Maxpark.com

Перейти на мобильную версию newsland