К ЕВРОПЕ ЗАДОМ, К КУРГИНЯНУ ПЕРЕДОМ

На модерации Отложенный

Вчера в Колонном зале дома союзов прошел учредительный съезд общественной организации «Всероссийское родительское сопротивление» во главе с Сергеем Кургиняном. 

Сенсацией стало внезапное появление на мероприятии Президента России Владимира Путина. 

Сергей Пархоменко оценил это мероприятие как «свежесочиненную володинскую политвакханалию» - кремлевский проект, призванный уравновесить «белоленточную» оппозицию оппозицией «патриотической». 

Действительно, хотя формально повод к родительскому сопротивлению – страшная угроза введения ювенальной юстиции, сорокаминутная речь Кургиняна посвящена в основном разоблачению белоленточников как угрозы России, как агентов Госдепа и пр. 

Однако, к сожалению, все не так просто. 

Надо понимать, что очень многие в России действительно разделяют взгляды Кургиняна. Картина новейшей истории России в головах большинства народа выглядит примерно так. 

Была великая страна – СССР. Не все было идеально, но люди жили дружно, учились и лечились бесплатно, у всех была надежная работа, победили фашистов, запустили Гагарина. 

Потом к власти пришли то ли идиоты, то ли предатели, и наступили лихие 90-е. Горбачев и Ельцин – то ли прямые агенты Запада, то ли слабые и некомпетентные лидеры. 

Потом пришел Путин, и Россия стала подниматься с колен, мы стали более лучше одеваться и пр. 

Именно это большинство, к великому огорчению либеральной общественности, действительноподдерживает запрет на американское усыновление, выступает против ювенальной юстиции, голосует за «Единую Россию» и пр. 

Конечно, в Москве или в подмосковном наукограде ситуация совсем другая – «Единая Россия» набирает меньше половины голосов, десятки тысяч людей выходят на антипутинские митинги. 

Но в целом страна очень консервативная и антилиберальная. На выборах в провинции – даже в мегаполисах – кандидаты от партии власти действительно получают огромное большинство голосов, я видел это и в Омске, и в Красноярске, и в Кемерово. Думать, что это исключительно благодаря фальсификациям – большое заблуждение. Нарушения и фальсификации действительно происходят (хотя в последний год заметно меньше - прямой результат протестов после думских выборов), но их вклад не столь велик, как принято считать среди аудитории Эха Москвы. 

Поэтому я присутствие Путина на мероприятии Кургиняна оцениваю более серьезно. 

Дело в том, что электоральная база Путина и «Единой России» сужается, причем её ядро объективно составляют менее интегрированные в европейскую цивилизацию слои населения. 

В 2000 и 2003 годах Путин реально имел поддержку огромного большинства населения по всей стране. Сейчас ситуация изменилась. Большинство все еще есть, но уже на уровне 50%, при этом локализация поддержки говорит сама за себя. 

Вот регионы,где Путин получил максимальную и минимальную поддержку на выборах 2012 года:

Регион

% Путина

Городское население, %

Подушевой ВРП, тыс.руб.

 

 

 

 

Чеченская Республика

99.76

34,81

53,6

Республика Дагестан

92.84

45,1

78,3

Республика Ингушетия

91.91

39,91

38,1

Карачаево-Черкесская Республика

91.36

43,4

82,5

Республика Тыва

90.0

53,91

78

 

 

 

 

Ярославская область

54.53

81,89

167,6

Владимирская область

53.49

77,62

151,5

Орловская область

52.84

65,8

130,2

Костромская область

52.78

70,49

138,3

Калининградская область

52.55

77,49

193,9

Город Москва

46.95

98,87

763,4

 

Бросается в глаза, что чем беднее и менее урбанизирован регион, тем выше поддержка Путина.

Есть, конечно, исключения – поддержка Путина высока в богатых нефтегазовых регионах, типа ХМАО. 

Очевидно, что политическая стратегия Путина меняется. Если раньше, при огромной поддержке всех слоев населения, можно было занимать позицию «Президент всех Россиян» - от либералов до государственников - то теперь ставится задача консолидации своего ядерного электората. Видимо, Кремль посчитал бессмысленной задачу удержать избирателей Путина среди европейски ориентированной части общества. Поэтому следует ожидать все меньше реверансов Путина в сторону либералов, и все больше – в сторону «православной общественности». 

А что же «либеральная общественность»? 

На мой взгляд, надо исходить из двух соображений. 

Первое. Нравится кому-то или нет, но огромная часть российского народа очень консервативна, по-прежнему верит в «доброго царя», ненавидит «Запад» и пр. Ни в коем случае нельзя обзывать этих людей «быдлом», считать их хуже или глупее, чем оппозиционно настроенные граждане. Это наши соотечественники. Просто у них другой жизненный опыт. Надо с ними разговаривать, пытаться их переубедить. Побольше диалога, поменьше обвинений и оскорблений. Доля людей европейской культуры постепенно растет - как бы ни старался Кургинян – вместе с развитием Интернета, ростом международного туризма, вступления во взрослую жизнь постсоветских поколений, ростом благосостояния и открывающихся в связи с этим возможностей. 

Второе. Европейская часть России (не в географическом, а в культурном смысле) должна выдвинуть своих политических лидеров, способных реально претендовать на власть. 

Думаю, это произойдет не в результате каких-то, не дай Бог, революций. В результате революции победит, скорее, условный Кургинян, чем условные Навальный или Рыжков. 

Думаю, что как и во всех европейских странах, произойдет следующее: «Единая Россия» не получит большинства в следующей Думе, правительство будет реально коалиционным. Путину придется выбирать, с кем будет коалиция – с левыми (коммунисты и чего-то вроде нынешней «Справедливой России»), с державниками-имперцами (вероятно, в следующей Думе вместо ЛДПР будет аналог «Родины» Рогозина с Кургиняном) или с европейцами (надеюсь, сумеют в кои-то веки объединиться в одну колонну от Кудрина с Прохоровым до Рыжкова с Явлинским). В зависимости от решения Путина, европейцы либо сразу получат посты в правительстве и реальную власть, либо побудут несколько лет в оппозиции при левом правительстве типа правительства Примакова. 

Зато потом европейцы уж точно выборы выиграют, когда левые и державники к 2023 году устроят бюджетный кризис и станет очевидным крах пенсионной системы. Впрочем, это уже совсем другая История…

Борис Надеждин, политик.