Идеологические тупики-2

На модерации Отложенный

Статья 1. Главная беда коммунистов, или главное преступление Сталина http://gidepark.ru/community/8/content/930688

 

Статья 2. Бессилие либерализма – нарочитая слепота


Пережив пик популярности на границе 80-х и 90-х годов, сегодня идеи либерализма не в почете. Конечно, их приверженцев больше, чем голосующих, например, за «Яблоко» - очень многие либералы выборы просто игнорируют, но все равно число таких приверженцев за 20 лет сократилось в разы, раза в два, как минимум. И это при том, что за это время вошли в жизнь новые поколения, выросшие в новых условиях и активно пользующиеся личными свободами и дорожащие этими свободами.


В чем тут дело? Причин опять-таки несколько. Не последняя из них в том, что из лагеря либералов так и не прозвучал честный анализ российской истории 90-х годов и своей роли в этой истории: и история была не очень красивая, да и роль наша в ней восхищения вызывать не может. Об этом нужно было бы сказать честно и громко, но такие голоса не прозвучали: каяться у нас не любят не только коммунисты. Но это только часть причин падения популярности либеральной идеологии. В конце концов, каяться у нас не любят не одни либералы, и хотя именно от тех, кто претендует быть совестью народа, покаяние ожидается в первую очередь, не одно только его отсутствие сделало либеральную идеологию такой малопривлекательной.


Гораздо важнее другая причина. Ее можно назвать по-разному. Можно – слепотой, неспособностью видеть вещи такими, какие они есть. А можно – нежеланием думать, подвергать сомнению собственные взгляды. Есть несколько таких вещей, которые либералы НЕ ХОТЯТ видеть, хотя часть из них не видеть, кажется, просто невозможно.


Первая из них – невозможность абсолютизировать какие бы то ни было личные свободы: ни свободу предпринимательства, ни свободу слова, ни свободу творчества. Иначе свобода предпринимательства становится  свободой грабить и воровать, свобода слова – свободой врать, а свобода творчества – свободой растлевать. Вещи это как будто самоочевидные, но отстаивать их в либеральной аудитории не советую – оглушат шипением.


Вторая. Неодинаковость разных народов и, в частности, несходство русских и европейцев.

Тоже как будто самоочевидно, но идеологи либерализма этой очевидности видеть не хотят. Тем более, для них не видны и потому кажутся иллюзорными то, что чувствует все яснее бОльшая часть народа – особость миссии русского народа (под русскими я имею в виду всех носителей русской культуры, думающих на русском языке). Здесь уже и говорить бессмысленно – наивный атеизм (или даже наивная религиозность) не позволяют оперировать подобными понятиями.


Есть особая либеральная догматика, основанная на таких понятиях, как «весь цивилизованный мир», «общечеловеческие ценности», «права человека», «демократизация», «общий путь развития» и т.д., которая и исключает разговор, например, о миссии русских. Никаких «миссий», никаких «общегосударственных интересов», вообще никаких общих интересов. Стоит произнести в либеральной среде определенные слова и часто остается только удивляться, как неглупые, воспитанные и вроде бы интеллегентные люди буквально-таки дичают на глазах, как бывает с быками, которых «разогревают» на корриде. А что в результате? А в результате мир последовательного сторонника либеральной идеологии становится очень плоским и не очень похожим на реальный мир. Самые последовательные из них открыто признаются в том, что мечтают, чтобы Россия стала «нормальной» европейской страной, вроде Бельгии или хотя бы Эстонии, не давая себе труда подумать, что точно так же они могли бы мечтать о том, чтобы Фанские горы превратились в московские Ленинские горы.


Вот эта слепота и марганализует сегодня либеральную идеологию – ее просто трудно воспринимать всерьез. А жаль. Потому что при этом с водой выплескивается ребенок – очень важное для России понимание ценности одного человека, индивида, личности. То самое уважения к каждому человеку, без которого никакое наше движение веред невозможно. Выпадает и важность учебы у Запада – заимствования в странах развитой демонстрации множества полезнейших и необходимейших для нас вещей. Но так уж мы устроены – мы либо берем вместе с полезным и вредное, либо отбрасываем вместе с вредным полезное.