Начнется очередная популистская кампания по пересаживанию чиновников на автомобили российской сборки

Глава российского правительства Владимир Путин во вторник предложил покупать за счет государства только автомобили, произведенные на территории России, Белоруссии и Казахстана.

«Считаю, что все органы государственной и муниципальной власти, заказчики и предприятия, финансируемые из федерального бюджета, должны покупать только автомобильную технику, производимую на территории Единого экономического пространства, то есть в России, Казахстане и Белоруссии», – сказал премьер, передает ИТАР-ТАСС.

Путин отметил, что в рамках закона будут возможны исключения, при условии что «необходимая техника не выпускается в странах ЕЭП».

Между тем замминистра экономического развития России Михаил Овсеевский сообщил в среду, что правительство в ближайшие два–три месяца подготовит проект закона, согласно которому чиновникам запретят покупать автомобили иностранного производства в рамках программы госзакупок. «Сейчас существует множество примеров, когда чиновниками закупаются автомобили с избыточными потребительскими свойствами. Необходимо установить рамки для разных категорий госслужащих», – также сказал Овсеевский в эфире радиостанции«Эхо Москвы».

Согласно предлагаемому МЭР законопроекту, наиболее важную роль при контроле госзакупок будет играть общество. «Мы в законе «О федеральной контрактной системе» ввели специальный пункт, который позволяет людям обращаться с жалобами в различные инстанции», – пояснил Овсеевский.

«Драгоценные седалища»

Глава комитета по экономической политике и предпринимательству Госдумы Евгений Федоров, комментируя закупки для нужд чиновников, высказал мнение, что ограничивать их в тратах законодательно совсем не нужно. «Законодательно вмешиваться в бюджетные решения региона, я считаю, неправильно. Ведь с вас же никто не спрашивает, зачем вы купили столь дорогую стиральную машину. Может, им нужно инвесторов или шейхов в аэропорту встречать. Не могут же они это делать на «семерке», – заявил депутат газете ВЗГЛЯД.

«Когда был скандал с золотыми кроватями для МВД, там тоже говорили, что это нужно для приема иностранных делегаций, – возражает на подобные объяснения председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов. – Каких? Африканских? Европейцы и американцы этого не поймут».

По его мнению, объективной необходимости закупать дорогие автомобили у чиновников нет, закупаются они по одной простой причине. «Откат на дорогих вещах гораздо больше, чем на дешевых, – сказал он газете ВЗГЛЯД. – Это одна из причин, по которым бюрократия выбирает предметы роскоши».

Кирилл Кабанов также находит инициативу логичной. «Российский автопром выстроился. Есть и сборочные, совместные производства. Цена на их продукцию понятна, и она, в зависимости от госконтракта, может варьироваться. Поэтому это логичное и правильное предложение, чтобы деньги не уходили из экономики. Кроме того, во-первых, это будет менее коррупционно, а во-вторых, пора как-то ограничить наших обнаглевших чиновников, которые в регионах покупают бронированные «Мерседесы» по несколько миллионов долларов. Иномарки представительского класса останутся, но их будет крайне мало. Остальные повозят свои драгоценные седалищные места на нашем автопроме. И нам не нужно будет заниматься его дотациями. Управделами президента и так уже закупают BMW, собранные в России», – сказал он.

«Насколько я знаю, за рубежом большая часть чиновников, независимо от их ранга, кроме особо охраняемых, пользуются своими машинами. Я сам совсем недавно наблюдал, как мэр Берлина подъезжал на официальный прием, который он организовывал, на старом Mercedes в 126-м кузове», – отметил он.

По его мнению, не производящиеся в странах ЕЭП исключения, о которых говорил премьер, сможет себе позволить лишь определенная категория лиц, охраняемых ФСО.

Эксперт отметил, что пересадка чиновников на отечественные автомобили должна снизить коррупционную составляющую: «Когда есть наш производитель и есть госзакупка, все очень легко проверяется». В пример он привел экс-главу Смоленской области, пристрастия которого к дорогим авто удалось вычислить благодаря прозрачности системы госзакупок. «Одним из первых в этом был губернатор Смоленской области Маслов – он был охотник заядлый, который еще лет десять назад на бюджетные деньги купил себе Hammer», – напомнил эксперт.

Координатор «Общества синих ведерок» Петр Шкуратов идею о покупках на государственные деньги автомобилей, произведенных только в ЕЭП, оценил как «здравую». «В сочетании с ограничением по цене она бы прекрасно работала. А так – они продолжат покупать те же самые автомобили, только собранные на территории России. Разве что Mercedes не смогут покупать. Конечно, то, что нет ограничений по цене, – это очень нездорово», – сказал он газете ВЗГЛЯД.

В то же время он отметил, что новые правила никак не скажутся на поведении чиновников на дорогах: «Отношение чиновника к другим автолюбителям на дороге не зависит от того, на каком автомобиле он едет. Есть чиновники, которые ездят в очень дорогих автомобилях и ведут себя адекватно и культурно, и наоборот, есть чиновники, которые ездят на недорогих машинах и при этом ведут себя по-хамски», – считает Шкуратов.

История с ЗИЛами

Стоит отметить, что ранее в России уже предпринимались попытки пересадить чиновников не просто на автомобили, произведенные в России, но на авто отечественных марок. Впрочем, они до сей поры не увенчались успехом.

Судя по объявлениям на сайте госзакупок, российские чиновники, крупные и не очень, отечественные автомобили не жалуют. К примеру, в 2009 году губернатор Самарской области Владимир Артяков стал ездить на бронированном Mercedes S600 Guard, который обошелся бюджету области в 22,5 млн рублей.

Подать пример чиновникам было некому: управделами президента перестало закупать ЗИЛы представительского класса в 1999 году. С тех пор вопрос о том, чтобы пересадить Госдуму и правительство обратно на отечественные автомобили, политики поднимали регулярно, но всерьез такие заявления никто не воспринимал. К этому моменту Федеральная служба охраны закупала Mercedes, а управление делами президента РФ работало с компаниями BMW и Mercedes.

Впрочем, в мае 2010 года управляющий делами президента Владимир Кожин рассказал, что президент поручил детально изучить вопрос относительно автомобилей ЗИЛ представительского класса. В 2011 году стало известно, что этот вопрос обсуждается в правительстве вполне серьезно. Так, в конце прошлого года на одно из заседаний правительства министр обороны Анатолий Сердюков принес эскизы нового лимузина, стилистически похожего на ЗИЛ-41047, но с современной «начинкой». Пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков назвал проект «интересным».

В конце января этого года директор производства лимузинов высшего класса и спецтехники широкого назначения завода Михаил Сатаров заявил, что предприятие рассчитывает на получение правительственного заказа на автомобили представительского класса и готово его выполнять.

В сентябре прошлого года тема неоправданно высоких расходов на автомобили чиновников была поднята на встрече с президентом Дмитрием Медведевым, которому студенты академии ФТС рассказали, что администрация вуза закупила дорогие автомобили. Дмитрий Медведев отметил, что эта информация «выглядит как минимум странно». «Это повод, чтобы разобраться. Я хочу, чтобы руководитель Таможенной службы на этот вопрос ответил», – заявил президент.

На следующий день пресс-служба ФТС опубликовала отчет по всем закупленным для нужд РТА за последнее время транспортным средствам. «Два легковых автомобиля Mercedes-Benz Е-350 общей стоимостью 5,88 млн рублей предназначены для обеспечения встреч глав делегаций таможенных органов стран, входящих во Всемирную таможенную организацию. В рамках международного сотрудничества Российскую таможенную академию посещают до 50 делегаций стран – участниц ВТамО в год, так как РТА является региональным научным и методическим центром Всемирной таможенной организации», – объяснили в ведомстве.

Позднее московская межрегиональная транспортная прокуратура, проводившая проверку «на основании сведений, размещенных в средствах массовой информации, о приобретении государственным образовательным учреждением Российская таможенная академия пяти автомобилей класса люкс, нашла нарушения. И связаны они, заявили в надзорном ведомстве, с порядком проведения конкурса на закупки этих товаров. Как отметили в надзорном ведомстве, в аукционной документации администрация вуза установила ряд требований к товару, которые повлекли за собой ограничение количества участников размещения заказа. «Так, поставляемые автомобили должны иметь определенный дизайн и отделку салона, специальную систему контроля усталости водителя, рулевое колесо с дизайном в виде четырех спиц и другие дополнительные опции, характерные для автомобилей марки Mercedes», – сообщили в прокуратуре. По итогам проверки было возбуждено дело об административном правонарушении по ч. 4.1 ст. 7.30 КоАП РФ («Включение должностным лицом заказчика в документацию об аукционе требований к товару, которые влекут за собой ограничение количества участников размещения заказа») в отношении должностного лица таможни, утвердившего аукционную документацию.

А как у них?

В развитых странах мира пользоваться иностранными автомобилями для перевозок госслужащих не принято. Правительство США в первую очередь старается покупать отечественные автомобили. Ежегодно в рамках программы госзакупок Соединенные Штаты покупают около 50 тыс. машин. Особенно много средств на обновление автопарка США потратили в 2010 году. Спасая от финансовых проблем Ford, правительство закупило у компании в городе Дирборн (штат Мичиган) 21 тыс. 980 автомобилей. Второе место по объему государственных закупок занимает компания General Motors – у нее правительство приобрело 21 тыс. 440 авто. На третьем месте среди самых популярных производителей машин обосновался Chrysler, передает Вloomberg.

Год назад президент США Барак Обама поручил к 2015 году в рамках программы госзакупок заменить все автомобили правительства на «зеленые»: электромобили и гибридные авто, использующие для привода ведущих колес разнородную энергию. Использование таких авто является частью стратегии американского президента в области энергетической безопасности.

Главы стран Евросоюза в основном предпочитают отечественные автомобили, но порой пересаживаются на машины производства соседних европейских государств.

Так, президенты, канцлеры и высокопоставленные политики Германии многие годы отдавали предпочтение Mercedes-Benz S-класса. Сегодня немецкий президент использует Mercedes-Benz S600 и Audi A8.

Вообще, автопарк государственных служащих Германии включает бронированные лимузины всех немецких автопроизводителей высокого класса, среди которых Audi A8, Volkswagen Phaeton, BMW седьмой серии и Mercedes-Benz S-класса.

Президент и премьер-министр Италии используют бронированные Maserati Quattroporte. Также в автопарке итальянских чиновников, помимо отечественных Lancia Thesis, Alfa Romeo и лимузина Lancia Thesis Stola S85, есть и немецкие Audi, BMW и Mercedes-Benz.

Источник: http://www.vz.ru/society/2012/4/4/572892.html

44
2159
26