То, что в Иране - анекдот, в Турции - новость


Любая глупость в конце концов становится нормой. Просто надо набраться терпения и подождать. А если уж совсем невмоготу, то прогуглить слово idiot. И не удивляться, если вдруг нежданно-негаданно на экране высветится знакомое имя. Чего на свете не бывает. Впрочем, все так или иначе врут. Google тоже. Психологи утверждают, что есть не только люди, но и целые народы, как будто заранее "запрограммированные" на прозябание и деградацию. Впрочем, еврейские мудрецы не столь категоричны. По их мнению, вся проблема в правильном выборе. Жизнь чем-то напоминает колесо фортуны. Одни расположились наверху и искренне радуются. Другие, наоборот, оказались внизу и горько сетуют. Но стоит колесу начать вращение, как они меняются местами.


Так уж устроен мир: чужие проблемы всегда важней своих. Особенно когда не удается привести в порядок собственные. Еще даже не берясь за дело, мы почти наверняка знаем, что будет в конце. И, тем не менее, продолжаем бежать по граблям. Воистину нужен глаз художника, чтобы увидеть, что рядом с историей политика - не более, чем анекдот. Раб не ищет свободы, а сравнивает хозяев. Вот и Хасан Рухани вроде выступал перед иранскими дипломатами, но обращался почему-то при этом непосредственно к Дональду Трампу: «Не стоит дергать льва за хвост, чтобы потом не пожалеть об этом... Америка должна знать, что война с Ираном станет матерью всех войн». Трамп ответил быстро и жестко: «Никогда не смейте угрожать Соединенным Штатам, если не хотите последствий, с которыми еще не сталкивался никто в истории». А советник по национальной безопасности Джон Болтон как бы невзначай добавил: «Президент сказал мне, что в случае дальнейшего злонамеренного поведения Тегеран заплатит такую цену, которую до сих пор не платила ни одна страна».

И это... добрый знак. Ибо чем воинственней риторика, тем короче путь к переговорам. Иран подошел к краю пропасти и сигнализирует Белому дому о готовности пойти на торг, чтобы заключить "правильную сделку". Инстинкт самосохранения сильнее гордости и тщеславия. А возможности для маневра исчерпаны. Клика аятолл впала в состояние безысходной паники. И - виданное ли дело?! - даже не отреагировала на убийственную реплику министра по вопросам окружающей среды Исы Калантари о том, что "водный кризис гораздо опаснее, чем Америка, Израиль или внутриполитические разборки, вместе взятые". Ситуация и в самом деле незавидная. 97 процентов территории Ирана в той или иной мере охвачены жесточайшей засухой. А это значит, что уже в ближайшее время до двух третей иранцев вынуждены будут покинуть родину. Бездумная политика властей уже по сути превратила многие населенные пункты в места, непригодные для жизни. Так, Урмия, крупнейшее озеро Ближнего Востока, за двадцать лет потеряло 95 процентов своего водного баланса. Буквально на глазах пересыхает и жемчужина Иранского плато Заяндеруд. Это больше не река, дающая жизнь, а какой-то зловонный ручей.

Исправить уже ничего нельзя, но окончательно испортить все еще можно. Особенно если выдавать мозг за орган, которым генералы думают, что они думают. Начальник штаба гражданской обороны Голамрез Джалали не нашел ничего лучшего, как обвинить Израиль в "климатической агрессии". Выступая на конференции по проблемам сельского хозяйства, он заявил, что "сионисты" воруют не только снег, но и... облака. Беззастенчиво используя для этого территорию враждебной "соседней страны" (намек, как нетрудно догадаться, на Саудовскую Аравию). А кто, дескать, сомневается, пусть объяснит, почему все горные вершины от Афганистана до Сирии покрыты снегом, а на иранской территории даже инеем не припорошены. Не так страшен дурак, как его амбиции. Но если корабль тонет, бесполезно затыкать щели в одной отдельно взятой капитанской каюте.

Абсурдную ситуацию попытался сгладить директор национальной метеорологической службы Эхад Вазиф. «Многочисленные научные исследования показывают, что не существует таких условий, при которых одна страна воровала бы у другой дождь или облака, - успокоил он не на шутку возмущенное население. - Основная проблема в том, что Иран, как и весь регион, страдает от продолжительной засухи». Репутацию Джалали это, тем не менее, не спасло. Он превратился в ходячий анекдот, став мишенью для постоянных насмешек. И не только он. Сегодня самый популярный лозунг на митингах в иранских городах: "Улемы, вон из страны!". А где лозунги, там и анекдоты. Например, этот.

Молодежная радиостанция Aghim. В студии аятолла Ахмад Хатами. Рассказывает об израильских диверсантах, которые отравили воду в Хоррамшахре, а затем спровоцировали жителей города на массовые беспорядки. Заканчивая, стучит по столу кулаком и кричит в микрофон:
- Мы сотрем с карты все эти хоррамшахры с такой же решимостью, как будут уничтожены израильские города! Вопросы есть? Ведущий: - Да, звонит радиослушатель. Мы вас слушаем. Представьтесь, пожалуйста.
- Меня зовут Махмуд. Скажите, где вы нашли этого кретина?
Ведущий: - Как ты смеешь?! Немедленно скажи, что сожалеешь...
Махмуд: - Ахмад, я очень сожалею, что ты конченый кретин...

Слабость любого перевода в том, что теряется языковой колорит. Но главный посыл clearer than clear, как говорят американцы. Люди перестают бояться. Их больше не сковывает страх. И это плохой знак для правящего режима.

Обстановка в Тегеране предфронтовая. Кто выпил воду – вопрос уже, по существу, закрытый. И не подлежащий дальнейшему обсуждению. Теперь на повестке – санкции. Эта стихия похлеще водной, поскольку не дает времени на размышления. С мая, когда Вашингтон объявил о выходе из так называемого "ядерного соглашения", риал обесценился вдвое. В конце июля за доллар на черном рынке давали 112 тысяч иранских "тугриков". В августе – еще жарче: закончился девяностодневный предупредительный период, после чего вокруг шеи иранской экономики неумолимо сжимается трамповская удавка, которую ощутят и иностранные компании, решившие не поддаваться американскому нажиму и не порывать налаженных торгово-экономических связей. А еще три месяца спустя завершится второй этап, который больно ударит по самому уязвимому месту - сфере закупок нефти.

Впрочем, развязка может наступить и гораздо раньше. В результате полной капитуляции, что вовсе не исключено, поскольку иранский народ просто не выдержит двоих седоков - безумных мулл и разрушительных санкций. Или в случае войны, которой пугают безголовые иранские генералы и пустоголовые "жрецы слова". Телеканал АВС, к примеру, сообщил со ссылкой на правительство Канберры, что США, Британия и Австралия готовятся к атаке на иранские ядерные объекты. Причем чуть ли не в течение ближайшего месяца. Австралийский премьер-министр Малкольм Тернбулл даже вынужден был публично опровергнуть эту информацию, резонно заметив, что "тщательно выверенные точечные санкции гораздо эффективнее ковровых бомбардировок". Но всех переплюнул генерал Кассем Сулеймани, заявивший, что "вся нация готова стать шахидами и только этого и ждет". Природа щедро одарила его шевелюрой. И на этом, похоже, ее подарки генералу кончились.

То, что в Иране - анекдот, в Турции - новость. Анкара, похоже, решила повторить тупиковый путь Тегерана. Реджеп Эрдоган, возможно, сам того не осознавая, почти полностью копирует Али Хаменеи. Только под сугубо суннитским соусом. Слишком легко нагнув под себя страну, он, видимо, посчитал, что вправе диктовать свои условия и соседям. В итоге сначала превратил во врагов арабов, а вслед за ними и с евреями. Потом поссорился с Евросоюзом. И, наконец, начал пикироваться уже и с Америкой. Причем в выражениях не стесняется. Так, Израиль в его понимании - "фашистская страна, где возродился дух Адольфа Гитлера".

А Соединенные Штаты поражены "сионистской ментальностью". Но всему есть предел. Его шутовская роль этакого бесшабашного политического рубахи-парня всем уже изрядно поднадоела. Да и фески-султанки теперь явно не в цене. Так что, прежде чем строить воздушные замки, не мешало бы сначала научиться твердо стоять на земле.

Память сильнее времени. А склероз сильнее памяти. Беда, когда за ум берутся люди, у которых его нет. Каплей, переполнившей терпение Вашингтона, стал арест американского пастора Эндрю Брэнсона, которого турецкая фемида обвинила в "террористической деятельности". По закону ему грозит до 35 лет тюрьмы. Попытки прийти к компромиссу ничего не дали. Эрдоган закусил удила. Тогда последовало предупреждение вице-президента Майка Пенса: «Немедленно освободите Брэнсона - или готовьтесь к последствиям». В ответ турецкий президент заявил, что "не боится языка угроз". Точку поставил Дональд Трамп, объявив о введении санкций. Пока только против министра юстиции Абдулхамита Гюля и министр внутренних дел Сюлеймана Сойлу. Но начало положено. И кто бы что ни говорил, а лучший способ убеждения - это принуждение.

Кризис в отношениях с Анкарой назревал давно. Эрдоган последовательно превращал Турцию в страну, в которой политическое слабоумие пытаются компенсировать величием истории. Ему прощали любые "художества". Но лишь до тех пор, пока он грубо не вломился в сферу американских интересов. Будь то в Сирии, где он строит "особые" отношения с Россией. Или Иране, которому обещал всячески противодействовать трамповским санкциям. И даже в НАТО, где турки не только откровенно игнорируют принятые на себя обязательства, но и постоянно меняют установленные правила. Раз за разом провоцируя напряженность как внутри альянса,так и за его пределами. Посдедним выпадом стала грубая угроза в адрес Израиля и Египта, подписавших с Кипром соглашение о разработке его газовых месторождений на прибрежном шельфе, которую американский посол Катлин Дохерти назвала "неприемлемой".

На спине слона и блоха ощущает себя львом. Насколько имперские амбиции Эрдогана соответствуют могуществу сегодняшней Турции? Наверное, примерно в такой же пропорции, как дым, воюющий с вентилятором. Тут и блохе понятно. Экономика в застое. Страну душит инфляция. Курс лиры упал с начала года на 20 процентов. Средний уровень зарплат - примерно 400 евро в месяц, что сопоставимо с находящимися на европейских задворках Болгарией и Боснией-Герцеговиной. И если еще обрушится молот обещанных американским президентом "тяжелых санкций", то впору будет во всю глотку кричать: "Аллах кёрюсун!". Не лучше ситуация и с вооруженными силами. Они и раньше не особо блистали мощью, а теперь и вовсе подверглись полному разгрому. Возьмем хотя бы сухопутные войска, составляющие костяк армии. Несколько лет назад их численность превышала четыреста тысяч человек. Но после недавних чисток сократилась более чем на треть. При этом сильней всего в результате репрессий поредел офицерский корпус.

Не менее грустная картина и с вооружением. По технической насыщенности турецкая армия застряла на рубеже 70-80-х годов минувшего века. Большинство танков - устаревшие М60 и Leopard I. Часть из них десять лет назад прошла израильскую модернизацию. И даже недавно впервые "засветилась". В ходе турецко-иракских учений. Но эти 170 машин вкупе с тремя сотнями "леопардов" третьего поколения погоды, естественно, не сделают. Остальные годны только разве что против безоружных курдов. Под стать им и бронированные машины, состоящие из допотопных американских БТР М113 и созданных на их базе лицензионных БМП AIFV, которые называют не иначе как "боевыми могилами пехоты". Оснащение личного состава вообще ниже всякой критики. В войска начали поступать винтовки MPT-76, которые заменят автоматы Калашникова и немецкие винтовки G3 образца 1959 года. Зато гранатометчикам приказано ждать. И по-прежнему отражать танковые атаки советскими РПГ-7, доставшимися из запасов давно уже почившей восточногерманской армии. А о таких современных индивидуальных средствах защиты, как бронежилеты или кевларовые каски, вообще остается только мечтать.

Ближневосточный театр военных действий имеет свою специфику. Несмотря на явный переизбыток живой силы, ставка делается, прежде всего, на авиацию. О чем, кстати, красноречиво напомнили и последние события в Сирии. Турецкие ВВС - не исключение. Они включают 235 истребителей F-16C/D и почти столько же почти полностью выработавших свой ресурс F-4 и F-5. Срок их эксплуатации после доскональной израильской реконструкции завершается в 2020 году. На смену им должны прийти истребители-"невидимки" F-35A. Хотя сейчас это весьма проблематично. Конгресс заморозил поставки новейшей техники. Мотивируя это (и вполне резонно, замтетим) неадекватностью поведения Эрдогана. А довести "атакующих соколов" до уровня 4+, не говоря уже о 4++, туркам не по силам. Да и кто будет на них летать, если многие опытные пилоты попали под неумолимый каток репрессий.

Те же проблемы и на флоте. Хотя он, безусловно, гораздо мощнее израильского или египетского. И еще совсем недавно в полтора раза превосходил по огневой мощи российский Черноморский. В его составе свыше ста боевых кораблей и подводных лодок. Большим преимуществом можно считать и широко разветвленную сеть военно-морских баз в Черном, Эгейском и Средиземном морях. К тому же, на турецких верфях строятся корветы и фрегаты собственной конструкции. Наверное, все это и в самом деле весьма тешит самолюбие Реджепа Эрдогана. Но веса нисколько не прибавляет. Потому что на открытый конфликт ни с Израилем, ни с Египтом и даже с Грецией, которую терпеть не может, он не решится. Ни самостоятельно, ни в союзе с Ираном или с кем-либо еще. Тем более, теперь, после того, как вывел из себя Трампа. А если вскипит вдруг дурная кровь, то ее быстро остудит Шестой американский флот.

На худой конец есть и другой, не менее серьезный, сдерживающий фактор. Турция не знает вкуса побед последние сто пятьдесят лет. Кипрская авантюра 1974 года не в счет. Поскольку это была не война, а недоразумение. Чего стоит один лишь "морской бой" у курортного городка Пафос, где турецкая авиация чуть не пустила на дно свою же морскую эскадру?! Греки разыграли эту "комедь" как по нотам. Запустили в эфир дезинформацию о подходе к Кипру армейских подкреплений с острова Родос. Турки клюнули и подняли в воздух почти полсотни самолетов. Бой был скоротечным. Десант с турецкими флагами позорно бежал. Два эсминца - Adatepe и Tinaztepe, получившие тяжелые "ранения", с трудом дотянули до берега. А третий - Kocatepe - пошел ко дну. Погибло 78 моряков, включая капитана. Еще 42 уцелевших спас израильский сухогруз, следовавший в Хайфу. Турецкие газеты с пафосом сообщили о триумфальном "морском сражении". Но как только прояснились детали, убрали, будто по команде, любое упоминание о нем. И никогда больше не возвращались к этой теме.

...Все диктаторы похожи друг на друга. Уровнем мышления. «Маленькая блоха способна загрызть большую собаку», - любил повторять аятолла Рухолла Хомейни. На блошиной стратегии строилась вся его доктрина борьбы как с "большим", так и с "малым сатаном". И сейчас строится. Это особенно заметно на примитивной тактике "Хизбаллы" и ХАМАСа. Хотя надо признать, что ее взяли на вооружение практически все исламские группировки. Их укусы болезненны, но не смертельны. А собственные потери все тяжелей и невосполнимей. У гусеницы больше мускулов, чем у человека. Но нет мозгов. И поэтому она - гусеница. Грызут не блохи. Грызут грехи. Прежде всего тех, кто не в ладах с совестью.

Источник: http://newswe.com/index.php?go=Pages&in=view&id=10116

24
979
14